Как на самом деле звали хана Батыя в Русских летописях

Батый — Википедия

Есть такое очень познавательное сочинение как:

Трактат о двух Сарматиях (лат. Tractatus de duabus Sarmatiis) — историко-географический трактат Матвея Меховского, опубликованный в 1517 году.

Глава восьмая. О генеалогии императоров, живущих за Волгой.

Татарских орд четыре и столько же их императоров. Это именно: орда заволжских татар, орда перекопских, орда козанских (Cosanensium) и четвертая орда ногацких. Добавляют еще и пятую, не имеющую императора, и называют ее казакской (Kazacka). О них будет сказано ниже. Орда по-татарски означает толпу, множество. Первая из всех по значению это — орда чагадаев или заволжских, называющая себя Так кси, то есть главной ордой или людьми первенствующими и свободными, отчасти потому, что сама она никому не подчинена, отчасти потому, что от нее пошли и другие орды. Поэтому же и московиты называют заволжскую орду Большой ордой.

По татарским преданиям и рассказам, некая вдова зачала и родила сына по имени Цингис, а когда другие сыновья хотели убить ее, как прелюбодейку, она придумала в извинение себе, что зачала не от человека, а от солнечных лучей. Сыновья поверили этой выдумке и отпустили мать на свободу. Сын ее Цингос или Цингис, родившись для жалкой участи, вырос великим и смелым человеком и был первым родоначальником императоров чагадайских или заволжских. Сыном его был Иокухан (Iocucham), еще вполне язычник. Иокухан родил Заинхана (Zaincham), третьего императора, которого во всем мире, а преимущественно в Польше, Венгрии и Руссии называют Батый. Он разорил Готтию и Руссию и опустошил Польшу, Силезию, Моравию и Венгрию, как было сказано в начале. Этот Батый сперва был язычником, но впоследствии, вместе со всеми татарами, принял магометову веру, которой они придерживаются и по сей день. Четвертым императором был сын Батыя Темир-Кутлу, в переводе с татарского — счастливое железо (темиp — счастливый и кутлу — железо). Он был счастлив и любил войну. Это и есть прославленный в истории Темерлан, опустошивший всю Азию и дошедший до Египта. Он прежде всего столкнулся с Баязетом (Pesaitem), императором турок, взял его в плен и заковал в золотые цепи, но потом вскоре отпустил. Войска у него было миллион двести тысяч человек.

Пятым императором был сын Темир-Кутлу, Темир царь. Он, как рассказывают, вызван был Витольдом, князем Литовским, и Владиславом, королем Польским, на помощь против прусских крестоносцев и, храбро сражаясь, погиб в бою.

Шестым императором был сын Темир царя, Махмет царь. От него родился Ахмет царь, седьмой император, а Ахмет на татарском языке значит сговорчивый. Ахмет родил Шиахмета, восьмого императора. Шиахмет значит приблизительно — богобоязненный Ахмет, а татары прозвали его Сахмет, то есть замученный Ахмет, потому что он взят был в плен литовцами и содержится в тюрьме в Ковно.

Он был вызван королем Польским Альбертом и Александром, великим князем Литовским, на помощь против Мендлигера, императора перекопских татар, и в 1500 году к началу зимы пришел с 60 000 бойцов; женщин же и детей с ним было свыше ста тысяч.

А теперь обратимся к такому основопологаещему документу нашей истории как:

Родословная книга князей и дворян российских и выезжих, : Содержащая в себе: 1.) Родословную книгу, собранную и сочиненную в Розряде при царе Феодоре Алексеевиче и по временам дополняемую, и которая известна под названием Бархатной книги; 2.) Роспись алфавитную тем фамилиям, от которых родословныя росписи в Розряд поданы, с показанием, откуду те роды произошли, или выехали, или о которых известия нет; также, какие роды от тех родов произошли, по каким случаям названия свои приняли, и наконец под какими Nо те родословныя находятся в Розрядном архиве; 3.) Роспись, в которой выезжие роды показаны все вместе по местам их выезда, и 4.) Роспись алфавитную, служащую вместо оглавления, в которой показаны все фамилии, содержащияся в обеих частях сея книги, число которых простирается до 930; Изданная по самовернейшим спискам. — Москва : В Университетской типографии у Н. Новикова с указнаго дозволения, 1787.

Как звали Батыя в русских летописях и когда он жил
Прямо во второй строчке мы видим Темир-Кутлуя, как и в сочинении Меховского. Потом идут Темир царь и Магмет/Махмет царь а затем и Ахмат царь, упоминаемые Меховским. Последний, Ахмат, согласно Меховскому, жил в конце 15 века, что примерно совпадает и с Родословной книгой.
Т.е. Батыя у нас называли Темир Бекбулан, жил он где то во второй половине 15 века. И был он, согласно Меховскому, внуком Чингиза, что, в общем то, согласуется с остальными сведениями о Батые.
Бек (бег, бей — тюркское слово) — властитель, господин; у тюркских народов — титул землевладельца.
А в Вике есть статья о Була́н (тюркск. «лось», «олень»; сер. VIII в.) — хазарский полководец, родоначальник династии хазарских царей. Инициатор обращения хазар в иудаизм.

И Батый тоже, согласно Меховскому, принял магометову веру.
Так же в трактате есть текст об этом событии. Кстати, очень похожий на то, как Владимир принимал Христианство.

Понравились варварам доводы саррацинов, прежде всего самому императору Батыю, да и всем татарам, как людям горячим, дерзким и чувственным. Потому они и приняли эту веру, а не другую. Говоря Эисса рохолла (Eissa Rocholla), то есть Иисус есть дух господа, а Магомет — pоссоллa (rossolla), то есть Магомет — правосудие божье, они не захотели принять, дух божий, благословенного Иисуса, учащего духовной жизни, а предпочли «правосудие божье», то есть Магомета, погрязшего в плотских нечистотах, как чувственное животное, которое днем и ночью должно бы, по справедливости, мучиться волею божьею в озере кар.

Итак, с тех пор и поныне они — последователи и поклонники Магомета. Они повинуются пятикнижию моисееву, совершают обрезание, соблюдают свой закон; колоколов не имеют, но ежедневно кричат: Лаи илло иллоло (Lahi illo illoloh), что значит: «Нет бога, кроме единого бога».

У меня есть пост: Религия у крымских татар. Основанный еще на одной книге 16 века, и тоже написанной в Литве. Так из нее видно, что основой так называемой магометовой веры Крымских татар был как раз иудаизм с Ветхим заветом.
Ну и еще о вере магометовой.

Абу-л-Гази (1603-1664). Родословная история о татарах, : Переведенная на францусской язык с рукописныя татарския книги, / Сочинения Абулгачи-Баядур-хана, ; И дополненная великим числом примечаний достоверных и любопытственных о прямом нынешнем состоянии Северныя Азии с потребными географическими ландкартами, ; А с францусскаго на российский в Академии наук [перевел В. К. Тредиаковский]. — [Санктпетербург] : При Имп. Акад. наук, [1768]. — 8°. Т. 1. — [1768]

Как звали Батыя в русских летописях и когда он жил
Конечно это все зыбко и не точно, ну так это же не учебник истории, где всё ясно и понятно, это реальные документы, в которых, к сожалению, больше слухов и сплетен, чем твердых фактов. Но какое то представление о том времени получить можно.

via

 

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *