Настоящие факты о скифском царстве

Настоящие факты о скифском царстве

Скифы-Саки-Сколоты…

Официальная история народа скифов гласит: скифы представлялись дикими кочевниками, не знавшими городов и городской культуры, не имевшими своего государства. Располагалась — на северном побережье Чёрного Моря. Это — циничная ложь. Древние историки — объективны, а современные вруны заменяют историю политиканством. Вопреки правде они изображают скифов разрозненными отсталыми степными племенами и превозносят мнимые «продвинутые» цивилизации Запада.

Легенда об исходе скифов…

Летопись «Сказание о Словене, Русе и городе Словенске» гласит:

«В лето от сотворения мира 2244 [3264г. до н.э.], во второе лето после потопа, Ной праведный — праотец наш, второй родоначальник [после Бога или Адама], разделил всю вселенную трем сыновьям своим: Симу, Хаму и Афету. Но отказал в благославлении Хаму, который потешался над наготой спящего отца… Благословил Сима и его сына Арфаксада на заселение Ханаана [русских в средние века семиты именовали «ханаанцами»]. Афету же по благославлению Ноя отошли западные и северные страны даже до полуночи.
Годы спустя правнуки Афета — Скиф [по библии: Аскеназ, сын Гомера, внук Афета] и Зардан — отлучились от братии своей и рода своего в западных странах [отражена обратная волна миграций индоевропейцев]. Коснулись полуденных (южных) стран. И поселились у Ексенопонта [Черного моря]. Жили там много лет, и от них народились сыновья и внуки. Умножились зело и прозвались по имени прадеда своего Скифа. Ведь от Скифа, правнука Афетова, и прозвалась Скифия Великая.
И возникли между ними распря и междоусобие, много крамолы из-за тесноты селений и недостатка земли. Тогда княжили Рус, Словен, Болгар, Коман, Истер и их родич Мешех. Из этих племен выродком был каган Сыроядец [андрофаг-людоед у древнегреческого историка Геродота].
Скифские князья Словен и Рус мудростью и храбростью в здешних родах всех превосходили. Начали премудро размышлять с подданными своими. И рекли сие: Или только и есть вся вселенная, что под нами ныне? Неужели нет во жребии праотца нашего Афета еще части земли благой и ко вселению человеческому угодной? Слышали от отцов своих, как благословил праотец наш Ной прадеда нашего Афета землей всего западного и северного и полунощного ветров. И ныне ужо, братья и друзья, послушайте совета нашего. Оставим далече от нас вражду и несогласие, что творятся в нас из-за тесноты. Подвигнемся и уйдем от земли сей. Пойдем по вселенной света сущего, во жребий прадедов наших [намек на возможность первоначального заселениях их пращурами и северных земель]. Куда нас приведет счастье и благословление праотца нашего Афета, он и подаст нам землю доброплодородную для обитания нам и потомкам нашим. Люба была речь эта Словена и Руса всем их людям. И все, как один, решили: «Благой совет князей наших, добра их речь и угодны премудрые указания».
И в лето от сотворения света 3099 [2409г. до н.э.] Словен и Рус с родами своими отлучились от Ексинопонта и ушли от родов и братьев своих. Обходили страны вселенной, как острокрылые орлы перелетали пустыни многие. Искали себе благоприятные земли для селения. Во многих местах засыпали с мечтой о счастливом крае, но нигде не обрели покой сердцу своему.
Четырнадцать лет [не 40, как Моисей] обходили незаселенные страны. Наконец [в 2395г.] вышли к великому озеру, что братья назвали Мойско, а затем Илмером — во имя сестры их Ирмери. Волхование повелело им быть жителями этих мест. Старший брат Словен с родом своим и подданными поселился у реки, названной Мутной, а затем Волховом. Поставили град и назвали по имени князя — Словенск Великий. Он встал полтора поприща [версты] от истока реки из озера. Затем много позже именовался Новград Великий.
И от того времени новопришельцы, скифы, начали именоваться славянами. И зовутся ныне славянами, хотя прежде были скифы [сколоты].
Словен и Рус жили между собой в любви и княжили там, да в тамошних краях н завладели многими странами. Пошли от них сыновья и внуки княжить по коленам своим. Обрели себе славы вечной, богатств многих мечом своим и луком. Обладали северными странами по всему морю даже до пределов Ледовитого океана. Имели земли окрест Желтовидных вод и Зеленовидиых вод. И по великим рекам Печере и Выме. И за высокими и непроходимыми горами во стране, нареченной Скирь. И по великой реке Оби и до устья Беловидной реки. Ее вода бела как молоко. Там брали дорогих мехами зверей, особо — соболей. Ходили и на Египетцкие страны воевать, и много храбрости показывали во Ерусалимских и Варварских странах, наводили великий страх».

Настоящие факты о скифах…

А.С.Пушкин постоянно говАривал: «скифы мы»… У Александра Блока (в «Скифы») не менее выразительно:

«Да, скифы — мы! Да, азиаты — мы, / С раскосыми и жадными очами!
…Виновны ль мы, коль хрустнет ваш скелет / В тяжелых, нежных наших лапах?»
Но в учебниках о наших предках скифах — безумно мало. Расскажем читателям малоизвестные факты…

Первый русский историк В.Н.Татищев (1686-1750гж, см. Справка: люди) напрямую вел родословную славян (а следовательно, и русских) от скифов, ареал же их расселения распространял далеко на Север и в Сибирь, именуя наших далеких северных прапредков — скифами гиперборейскими. Праотцом славян и русских, исходя из данных вавилонского летописца Бероса, Иосифа Флавия и более поздних историков вплоть до анонимного автора Степенной Новгородской книги, В.Татищев считал Мосоха (шестого сына библейского Яфета/Иафета и внука легендарного Ноя) скифом. Татищев пишет: «В Степенной новгородской… написано тако: В мале времяни по разделении детей Ноевых правнуки Афетовы Скиф и Зардан, отлучишася от братии и рода своего… От сих породилися сыны и внуки и умножилися зело, и прозвалися по имени прадеда их Скифа Скифия Великая». Великий М.В.Ломоносов писал, что среди «древних родоначальников нынешнего российского народа… скифы не последнюю часть составляют». Академик-монархист Алексей Иванович Соболевский (1857-1929гж, филолог-славист) еще в 1927 году писал: «…в области названий рек и озер Поволжья, Прикамья и русского Севера… группы названий родственны между собой и принадлежат одному языку индо-европейской семьи, который я пока, впредь до подыскания более подходящего термина, именую скифским» («Названия рек и озёр русского Севера», стр.2). Официальная наука обвинила академика в маразме (!).

Геродот Гераклийский (древнегреческий историк, ~484-425г до н.э.) сообщает, что легендарный Прометей – это реальная историческая личность, он был скифским царем (около 3,6 тыс. лет тому назад). Его царство находилось на реке Аэт (Орел), которую Геркулес соединил с морем. Царство Прометея простирались по обе стороны Урала от реки Печоры до Оби (Истр) и от реки Чусовая до Северного моря. Его столица находилась у истока рек Большая Косьва и Лобва, к югу от Конжаковского камня. Вплоть до XVI в. н.э. на многих картах скифы указывались по обе стороны Уральского хребта и в Причерноморье.
Образование скифских царств относится примерно к I тысячелетию до н.э., периоду царствования Прометея. Однако легенды о родословной отдельных царей – это еще не история народов Скифии. По множеству преданий, история скифов уходит своими корнями в благодатную почву древней цивилизации империи Атлантида. Помимо острова в Атлантическом океане со священной столицей (описанной Платоном в диалогах «Тимей» и «Критий») в империю скифов входили не только земли России, но и Древнего Египта, северо-западной части Африки, Месопотамии, Гренландии, Скандинавии, Центральной Азии, Китая, Америки, а также почти все земли, расположенные вокруг современной точки Северного географического полюса и ныне затопленные (см. главу «Далекое начало…»). Скифия в Азии и Азиатская Тартария отражены на карте 1697 года от Phillip Cluverius «Scythia et Tartaria Asiatica» (см. выше карту). По своим размерам Великия Скифия (Скифская Империя) была гораздо больше распиаренной Римской Империи.
F.R.Grahame (английский писатель, 1860 год, см. книгу 1860г. «Лучник и степь, или империя Скифия: история России и Тартарии…») писал: «Из глубины Тартарии, или азиатской Скифии, первоначально выдается каждый поток вторжения варваров, которые переполняют Восточную Европу в течение последних девяти сотен лет» (англ: «From the depths of Tartary, or Asiatic Scythia, has originally issued every torrent of invading barbarians that have overrun Eastern Europe for the last nine hundred years»).

Персы называли скифов — саки. Б.А.Рыбаков (1908-2001гж, советский археолог) предполагает, что само название саков происходит от слова «саха», то есть «сохатый» (образ лося, звериный стиль в скифо-сибирском искусстве). Сами скифы, которых было 72 рода, называли себя по родам (авхаты, катиары, паралаты и т.д.). Римский историк Помпей Трог (I век до н.э.- I века н.э., современник императора Августа, написавший Всемирную историю в 44 книгах), по поводу давнего спора между скифами и египтянами о том, какой народ из них древнее, привёл исчерпывающие доказательства большей древности именно скифов (так греки называли славян) над египтянами. А евреи всегда считались моложе египтян. Для большинства греков (см. Вергилия, Горация и Овидия) Скифия являлась диковинной землей, на которой обитали «белые мухи» (снег), и будто бы всегда царил холод. Скифы – греческое слово, с помощью которого эллины обозначали только народы, проживающие на территории Причерноморья между течениями рек Дона и Дуная. Т.е. это западные племена саков.

Скифия делилась древними историками на внешнюю и внутреннюю — Скифия Экстраимаум и Скифия Интраимаум. В VII веке до н.э. в западных степях появляется государственность скифов, которые «пришли с востока» (древнегреческий историк Геродот,~484-425г. до н.э.). Геродот описывает их как единый народ, распадающийся на различные племена – скифов-земледельцев, скифов-пахарей, скифов-кочевников, царственных скифов и пр. Интересно, что Геродот считал: скифские цари – потомки сына Геракла, скифа. Геродот помещает европейских скифов (в т.ч. скифов-пахарей) в четырехугольник со сторонами по Дунаю–Черному морю–Дону. Северную границу Скифии он располагал в 1.100-1.120 км от черноморского побережья (это расстояние от Перекопа до Москвы). Вот более реальная карта границ юго-западных племен:

 

В V веке до н.э. скифские народы жили не только в южных районах нашей страны, но и далеко на севере, вплоть до берегов Северного (Кронийского или Скифского) моря-океана. Причем у Геродота (грек, ~484-425г до н.э., «отец истории») скифы поклоняются одному богу (в отличие от эллинов), а символами этого бога служат пирамиды/курганы с крестом (!) на вершине.

Царства, сопредельные скифам… Упоминавшееся древнегреческим историком Геродотом царство массагетов-скифов находилось в V в. до н.э. между южным Уралом и оз.Балхаш. Их столица находилась к северу от реки Сарысу (Царица), в 200 км западнее Караганды. Восточнее Урала, севернее массагетов, в царстве исседонов жили предки калмыков. По греку Геродоту (древний историк, ~484-425г до н.э.), по ту сторону реки Герра (р.Десна+Сейм), к северу от скифов-кочевников, находится земля, которая называется царской. «Выше земли царских скифов к северному ветру живут меланхлены. Выше меланхленов — болота и земля безводная на всём известном нам протяжении. Выше меланхленов находятся обширные, никем не заселённые территории. Савроматы живут восточнее Дона и говорят по-скифски, занимая земли к северу от Азовского моря на расстоянии 15 дней пути. Выше их живут будины на землях поросших разнообразным лесом». В земле будинов — г.Гелон. У гелонов был общий язык со скифами, но различен с будинами (кочевники, жители этих мест). «Выше будинов, к северу — пустыня на расстоянии более 10 дней пути. За пустыней в северо-восточном направлении живут тиссагеты-охотники. Рядом с ними обитают иирки-охотники. Выше иирков живут представители отколовшихся царских скифов на плодородных равнинных землях. Далее простирается земля каменистая и неровная, на которой живут аргиппеи, достигая берегов Северного океана. К востоку от аргиппеев жили исседоны, занимая земли между приполярным Уралом и рекой Таз» (по обе стороны Оби). «К востоку от исседонов находились аримаспы, являющиеся скифским народом». Дионисий в своём «Землеописании» называет их «арейманы» (воинственный народ ариев). Они располагались по обоим берегам Енисея, от устья Нижней Тунгуски до Северного (Кронийского) океана.
Иван Евсеевич Кольцов (1926-2012гж, автор работ по древнейшей истории, член Географического общества РАН) разделял скифов и близкие племена на 23 народности (см.карту):

 

Где 1 – скифы приднепровские; 2 – невры; 3 – агафирсы; 4 – андрофаги; 5 – меланхлены; 6 – гелоны; 7 – будины; 8 – сарматы; 9 – тавры; 10 – тиссагеты; 11 – иирки; 12 – скифы отколовшиеся; 13 – аргиппеи; 14 – исседоны; 15 – аримаспы; 16 – гипербореи; 17 – предки калмыков; 18 – массагеты; 19 – скифы царские; 20 – скифы енисейские; 21 – скифы индигирские; 22 – скифы заволжские; 23 – скифы волго-донские.

Местоположение главного города гелонов, который выжег персийский царь Дарий Истасп в 512г. до Р.Х.- в 45 км западнее существующего ныне города Елабуга (у села Камские Поляны, напротив устья реки Вятки). «…город Бряхимов в древности назывался «Гелон» (Вятская история города Вештомова, землеописания Российской империи С.-Петербург, 1818г.). Здесь, как и у Елабуги, в те далёкие времена проходил под рекой Камой подземный ход. Город Гелон имел длину каждой стены равной 30 стадиям (6 км). Там были храмы с алтарями и статуями эллинских богов.

По Эфору Кимскому (405-330г. до Р.Х., древнегреческий историк, ученик Исократа), Анахарсис-скиф причислен был к числу семи мудрецов. Анахарсис, сын Кадуста, был царской крови, во время царствования в Таврии Гнура (сына Ликоса), был послан в Афины по старанию своей матери-гречанки. Он учился в Афинах с 594 года до Р. Х., т.е. когда жил там Солон (640/635-559 до н.э., афинский мудрец-политик-поэт), и жил в его доме. По сказанию многих писателей, в 670 году до Рождества Христова некто скиф или гиперборей Аварис творил чудеса в Греции. Геродот (древнегреческий историк, ~484-425г до н.э.) говорит, что самые умнейшие люди, которых он знал, были скифы. Страбон (~64/63 до н.э.-23/24 н.э., греческий историк и географ, автор «Истории» и 17-и томной «Географии») защищает скифов во всем. Дит и Дарет говорят, что руссам(!) троянским известны были музыка, живопись, механика, комедия и трагедия. Римский посланник к Атилле говорит, что скифы (унны) — самый правдивый народ и лжи не терпят. Адам Бременский утверждает, что скифам известен греческий огонь, называемый у них вулкановым горшком. Все историки единогласно подтверждают, что скифы — лучшие воины, а Свидас свидетельствует, что они издревле употребляли знамена в войске, чем доказывается регулярность в их ополчениях.

«Общее же всех их (скифов) название — сколоты, по поименованию царя; скифами же называют их эллины (грек Геродот, ~484-425г до н.э.). «Сколот» образовано от древнего славянского слова «коло», круг. Оно было связано с культом круглого солнца. Отсюда — «коло» и «сколоты». В период своего высшего расцвета (800–400 гг. до н.э.) цивилизация скифов занимала огромные территории от устья Дуная до среднего течения Хуанхэ. Скифы из Азии, доходили до Египта, громили всех на побережье Эгейского моря, покоряли территорию нынешней Палестины. Скифы подружились с кельтами, которые распространялись вдоль Дуная. В сферу влияния Великой Скифии на юге входили Иран, Северная Индия и северо-западные китайские царства. На рубеже 2-го и 1-го тысячелетий до н.э. в указанных странах правили династии, которые были основаны степными «ариями».

Великий норвежский исследователь Тур Хейердал (1914-2002гж) в 2000г. на фактах доказал, что Один – ас, а асы – скифские боги и скифские рода. Хейрдал утверждал (см. книгу «В погоне за Одином»), что создатель Скандинавской цивилизации – обожествленный вождь Один – пришел на север с берегов славянского Дона, при этом он ссылался на малоизвестные средневековые документы, оказавшиеся в его распоряжении.

Факт №1: Один и его народ прибыли в Скандинавию верхом на лошадях, как и большинство восточных завоевателей в то время. На о.Готланд в Балтийском море (ныне — Швеция) были найдены конские скелеты, относящиеся к каменному веку. Там встречаются как дикие, так и домашние лошади. Сами лошади 1:1 похожи на приземистых исландских (северонорвежских), но их называют «русскими»(!).

Во времена викингов остров Готланд имел многочисленные бухты, весьма пригодные для стоянки судов, и играл заметную роль в жизни морских разбойников севера Европы. Могилы исследовались в ХХ веке. Все(!) средневековые хозяева морей имели… монголоидный маркер С! Для образности его зовут «ген Чингисхана». То есть по официозу знаменитые грозные хозяева морей — прямые родственники степных наездников на низкорослых лошадках? Представляете бред — викинги-моНголы?! Это показывает, насколько сфальсифицированы наши знания о прошедших веках.

Факт №2: администрация Ростовской области в «перестроечные» времена тратила на бренд Дона как территории проживания скифов до 250 миллионов в год. Но сразу после исследований Тура Хейердала все-все вдруг замолчали, а про громкий международный бренд Волго-Донского края — тут же забыли. Кто и почему приказал замолчать?

Войны скифов…

Справиться со скифами никому было «не по зубам». Сезострис, фараон Египта (он же Рамзес II, живший в XIII веке до н.э.), мечтавший о завоевании света, двинулся с многочисленным воинством из Африки и в течение десяти лет, покоряя и истребляя народы, прошел Азию, а в 1350 лет до Р. Х. напал на скифов. Они принудили его войско спешно отойти от Скифии. Скифы напали на войско Сезострис, разбили его, отняли у него весь обоз и преследовали его до самого Египта. Но как воды реки Нил незадолго пред тем убыли, скифы не хотели пуститься по болотистым местам; они отступили и рассеялись по Азии, в которой пятнадцать лет кряду разграбили и покорили множество городов. На обратном пути царь Мидии вероломно отравил за своим столом царя скифов Ликоса с вельможами.

Сперва скифы вместе с другими народами действовали против Ассирии — крупнейшего государства того времени. Но Асархаддону удалось переманить их на свою сторону, выдав замуж за скифского царя свою дочь. Далее скифские набеги достигают Палестины и Египта. Библейский пророк говорит про них: «народ сильный, народ древний, народ, которого языка ты не знаешь и не будешь понимать, что он говорит. Колчан его как открытый гроб, всегда они люди храбрые. И съедят они жатву твою и хлеб твой, съедят сыновей твоих и дочерей твоих, съедят овец твоих и волов твоих, съедят виноград твой и смоквы твои, на которые ты надеешься». Фараон Псамметих (правление 655-610гг до н.э.) только регулярными богатыми дарами предотвращал скифов от вторжения в свой Египет.

В начале VI веке до н.э. скифы подчинили себе киммерийцев, разгромили Мидию (~584 до н.э., войско под предводительством царя Мадия, сына Прототия; Бартатуа — по клинописным тестам), в бою у столицы Ассирии — Ниневия/Нин) и, таким образом, завладели всей центральной Азией. «Скифы… своими излишествами и буйством разорили и опустошили всю Азию. Кроме того, что с каждого народа они взимали наложенную ими дань, скифы совершали набеги и грабили все, что тот или другой народ имел у себя» (грек Геродот, ~484-425г до н.э.). При этом часть народа скифов ушла в Переднеазиатский поход, а часть — осталась в Причерноморье.

Персидский царь Кир II Великий (правил в 559-530 годах до н.э., основатель державы Ахеменидов) ~в 521г. до н.э. вторгся в пределы скифского царства массагетов, которые под предводительством царицы Томирис на подступах к своей столице разбили персов, а Кира II казнили. К концу августа 530 года до н.э. весть о гибели Кира дошла до далёкой Вавилонии. Битва была на северном берегу реки Сарысу (ныне — 300 км западнее г.Караганды). Через несколько лет из земель современного северо-западного Китая вторглись новые завоеватели (предки кайменов и кареитов), которые были разбиты массагетами недалеко от истоков реки Сарысу (200 км к югу от Караганды). После этого столица массагетов, находившаяся на полпути между Карагандой и Джесказганом, была перемещена на восток Тургайского плато, в район между озером Кушмурун и рекой Ишим.

В конце VI века до н.э.(~512 г. до н.э.) в другую часть Скифии с территории нынешнего Ирана вторглись полчища персидского царя Дария Истаспа, потомка ариев (могущественная держава от Египта до Индии). По некоторым данным войско Дария насчитывало 700 тысяч. Война со скифами оказалась для персов «странной войной». Скифы и их царь Иданфирс избрали тактику партизанских действий. Избегая решительного сражения, они заманивали персов вглубь своей территории, постоянно тревожа их нападениями. Предание, изложенное греком Геродотом гласит: Дарий, не проиграв ни одного крупного сражения (таковых просто не было), но успев потерять в мелких стычках значительное число воинов, послал предводителю скифов письмо: «…зачем ты все убегаешь …если ты считаешь себя в силах противостоять моему могуществу, то остановись, прекрати свои блуждания и сразись со мной; если же признаешь себя слабее, то также остановись в своем бегстве и приди для переговоров к своему владыке…». В пустыне, на реке Оар, Дарий начал строительство восьми крепостей (ныне это район Пензы). Здесь же у крепостей находилась основная часть персидской армии и пехоты. Отсюда конница Дария уходила в разных направлениях преследовать скифов. Но скифы отнюдь не собирались прекращать войну. Знаменит факт послания скифами Дарию послов с весьма странными дарами: птицей, мышью, лягушкой и пятью стрелами. Персидский жрец Горбий правильно истолковал это послание: «Если вы, персы, не улетите, как птицы, в небеса, или, подобно мышам, не скроетесь в землю, или, подобно лягушкам, не ускачете в озера, то не вернетесь назад и падете под ударами этих стрел»(древнегреческий историк Геродот). Потеряв около 80 тысяч своих воинов и не достроив крепости, Дарий начал поспешное отступление всей своей армии к переправе на Дунае — персы бесславно покинули Скифию без трофеев и без победы.

В начале V в. до н.э. скифы, раздраженные Дарием, вторглись во Фракию и дошли до Херсонеса Фракийского, и после этого конфликты скифов и фракийцев усилились. В IV веке скифский царь Атей (проживший 90 лет, чеканивший свою монету в одном из западнопонтийских городов), объединил все западные племена скифов от Дона до Дуная. «Атей, воевавший с Филиппом, сыном Аминты, господствовал над всеми здешними варварами» (Страбон,~64/63 до н.э.-23/24 н.э., греческий историк и географ). Скифия в этот период достигла своего высшего расцвета. Филипп II (отец Александра Македонского) в небольшом сражении у реки Истр убил 90-о летнего царя Атея (~339г. до н.э.), но это был его единственный успех. Александр III Македонский (в IV в. до н.э.), как и его полководцы, терпели поражение во всех попытках разгромить скифов. Великому полководцу не удалось не только разгромить Скифию, но и самому пришлось отступить. В IV в. до н.э. непобедимый Александр Македонский получил разгром от скифов на Тургайском плато северо-западнее Джезказгана (Южный Урал), после чего от отказался от похода на север и ушёл в Индию. Летописцы о походе: «Войско, заведенное в сии пространные пустыни, где большее время года лежат чрезвычайные снега, вечная мгла покрывает небо, и день столь уподобляется ночи, что едва можно различить ближайшие предметы, претерпевало все бедствия: голод, стужа, чрезмерная усталость и отчаяние овладело всеми. Множество погибли в непроходимых снегах, во время страшенных морозов множество ознобило ноги. И лишились зрения: другие удрученные усталостью упадали на лед, и, оставшись без движения, от морозу цепенели, и после уже не могли подняться… Нельзя было без урона в людях ни оставаться на месте, ни продвигаться вперед – в лагере их угнетал голод, в пути еще больше болезни. Однако на дороге оставалось не так много трупов, как чуть живых, умирающих людей».

Когда в 331 году до нашей эры один из наместников Александра — Зопирион с 30-ю тысячами воинов, «не желая оставаться в бездействии», предпринял поход в Скифию, он был уничтожен вместе со всем своим войском. Александр III Македонский обменялся со скифами несколькими посольствами, одно из которых предложило Александру в жены свою царевну, а также заключение браков между знатнейшими скифянками и македонянами в знак дружественного союза между государствами. Александр Македонский не принял предложений скифского посольства, но нападений на Скифию больше не предпринимал.
В IV веке до н.э. начался «закат» Скифского царства, государственность (и племена) перешла к их родственникам — сарматам. Но последнее скифское царство — в Крыму, в нем были хорошо укрепленные фортификации – крепости Неаполь Скифский (ныне Симферополь), Палакий и Хаб. Царство в Крыму (т.н. Малая Скифия) просуществовало аж до второй половины III века н.э., когда было сменено готами (около 245 года н.э.). Скифское государство Крыма было достаточно сильным — оно контролировало г.Ольвию (он же Борисфен) и сумело поставить Боспорское царство в данническое положение. В 375 году многие скифы, обитавшие на территории Причерноморья, в горах Крыма и в долине Буга присоединялись к гуннам.

Древнейший культ предков, родоначальников скифов, отражало изображения грифона и/или змеи. Змееногая богиня, «полу женщина, полу змея» — мать Скифа, родоначальника скифского племени, часто изображалась на щитах, колчанах и доспехах скифских, воинов и их коней. Луций Арриан (лат. Lucius Flavius Arrianus, ~89-175гг., древнегреческий писатель, историк и географ) писал, что военные эмблемы скифов представляли собой чучела змей и драконов, сшитые из различных цветных лоскутов и насажденные на высокие шесты. Когда кони стояли смирно, значки имели вид разноцветных лоскутков, свисавших вниз вдоль древка. При движении лоскутки чучелов надувались ветром и извивались как живые существа, издавая при этом резкий свист и — наводя ужас на противника. По значкам различались боевые отряды. Кроме колесных повозок и боевых колесниц со времен Прометея скифы строили морские и речные корабли (с льняными парусами) на верфях Енисея, Оби, Волги, у устья Печоры и т.д.

Даже по официальной лже-истории государственность у скифов (у нас!) была двенадцать веков (VIII век до н.э.- IV век н.э.), 1200 лет, но даже это — ложь. Реальная государственность скифов это сорок (40!) веков, 4000 лет, из которых тридцать веков скифы властвовали в Евразии: пятнадцать веков = XVI-II века до н.э. у Черного моря и Дона-Волги (по древнегреческому историку Геродоту — начало правления первых скифских царей приходится на 1500е года до н.э.), но ранее на востоке — еще пятнадцать веков = XXXVI-XXI века до н.э. (по историку I века Помпею Трога «Азия платила им (скифам) дань в течение 1500 лет; конец уплате положил ассирийский царь Нин»).

Но II век до н.э. как окончание — тоже неверно. Два факта:
Во-первых, во второй половине I века до н.э. скифы проникают в Пенджаб. Индоскифский царь Кадфиз I в 85 году до н.э. разгромил остатки греков, а в 60 году до н.э. завоевал Кашмир. В I веке н.э. наступает расцвет скифско — индийского царства (китайцы называли индоскифов юей-ши). Именно к этому времени относят появление записей Махабхараты — исторического эпоса Индии о Великих /Маха/Бхаратах — воинах и Рамаяны — сказаний о Раме. Кстати, Рама означает «лесной» — на Руси до сих пор лиственный лес называют раменным лесом, и «плечистый», ибо — рама — это не только лист дерева, но и плечи человека. Во-вторых, кроме чисто скифских племен есть понятие «скифо-сибирский мир» и его народы.

Скифо-сибирский мир…

Под напором фактов Ысторики неохотно соглашаются, что с VII века до н.э. и до IV века н.э. от Дуная на западе и до плато Ордос на востоке в Китае сложилась «культурно-историческая общность, называемая скифо-сибирским миром». Мир этот -«очень схожие археологические культуры»: саков в Казахстане, савроматов в Заволжье и Южном Приуралье, пазырыкской культуры Горного Алтая, тагарской культуры в Минусинской котловине, культуры плоскогорья Ордос и др. Существование этого русского скифо-сибирского культурно-исторического единства доказал ещё в XIX веке Н.М.Ядринцев (русский публицист, писатель, исследователь Сибири и Центральной Азии, 1842-1894гж) и его западные единомышленники П.Рейнике и Э.Минзом.

Известно, что под давлением холодов скифы начали уходить в более тёплые земли, в том числе на запад (венгры, чехи, славяне… а ранее — арии, этруски) и в районы Забайкалья, Китая, Ирана, Египта. Они оставляли свои обжитые земли, наземные и подземные города, духовные центры, могилы своих предков, изваяния из камня внутри сопок и холмов, рудники.

Возникло Срединное царство-государство, название которого впоследствии присвоили себе китайцы-великоханьцы. «Срединным» оно было потому, что действительно располагалось в географическом центре Евразийского континента (наши предки хорошо знали и географию, и геометрию). В сверхдлинной полосе южносибирской лесостепи в комфортных климатических условия индоарии размножились до десятков миллионов человек. По подсчетам ученых, к V в. до н.э. скифо-сибирский мир населяло 60–70 млн. человек.
Могучая Скифия скифо-сибирского мира в V в. до н.э. состояла из 7 основных скифских царств, простираясь широкой полосой от Карпат до Байкала. Южные ее границы проходили: севернее Черного моря; севернее Каспия, Арала; южнее Балхаша и Байкала. Семь царств — это (см. схему):

 

1. Царские скифы (с кочевниками и пахарями) жили между Карпатами и Доном, с центром севернее Путивля у р.Сейм.
2. Волго-Донские скифы жили между низовьем Дона и Волги с центром у г. Элиста.
3. Заволжские скифы жили между Волгой и северным Аралом, с центром у истока рек Малый и Большой Узень (восточнее озера Баскунчак).
4. Массагеты жили между южным Уралом и Балхашом, примыкая к Иртышу. Центр был в 200 км западнее Караганды и 80 км севернее р.Сарысу.
5. Приобские царские скифы жили между Иртышем и Обью, с центром между Иртышем и истоком реки Васюган.
6. Енисейские скифы жили по обе стороны Енисея и Ангары. Центр находился на Ангаре, восточнее Енисейска.
7. Царские скифы (отколовшиеся от Приобских) жили между р.Печора и Приполярным Уралом с выходом к р.Обь. Центр был у р.Илыч (приток Печоры).

У скифов (впрочем, и у сарматов) была региональная структура государства. В эпоху скифского царства были регионы паралотов, авхатов, катнаров и траспиев. Первых скифско-киммерийских царей звали Рипоксай, Арпоксай и Колоксай. Известны первый предводитель скифов Ишпакай (~679—673гг. до н.э.), сменивший его царь Партатуа (~673—654 гг. до н.э.) и его сын Мадий (~654—625гг. до н.э.), известны скифские цари Крыма Фарзой и Инисмея. По Малой Скифии (Крыму) известны цари Фарзой и Инисмея, Скилур и его сын Палак. Вообще в Скифии власть передавалась от отца к сыну, за исключением тех случаев, когда она насильственно переходила другому лицу (так в V в. до н.э. царь Октамасад узурпировал власть над скифами у своего брата Скила).

Пазырыкцы и юэджи…

В Алтайских горах в VI–III вв. до нашей эры (до н.э.!) существовала богатая и яркая скифская культура, которая официально обнаружена только в XX веке. В 1929-1947 годах, потом в 50-е годы экспедиции С.И.Руденко и М.П.Грязнова вели раскопки на Улаганском нагорье пяти Пазырыкских курганов скифского времени и их «ледяных» гробниц. Курганы дали и название археологической культуре — пазырыкская. Хотя Л.Н.Гумилев, опираясь на труды историка I века до н.э. Сыма Цяня, считал, что пазырыкцев следует называть «юэджи». Второй этап раскопок — 90-е годы: поиски были начаты «с нуля» на высокогорном плоскогорье Укок (юг Республики Алтай, 2.200-2.500 метров над уровнем моря). Могилы были оставлены на всех пастбищных угодьях этой обширной местности. В «замерзших» могилах кочевой знати сохранились вещи, никогда не попадавшие в руки археологов: ворсовые ковры, красочные войлоки с аппликациями, деревянные резные украшения, седла, одежда, мумифицированные тела людей, трупы лошадей и многое другое. Все пазырыкцы (судя по костям и мумиям), были высокорослыми (от 160 см и выше) и крепкими людьми, с мощными шеями, крупными головами, светлые или рыжие волосы; неширокие, но очень высокие носы. Принадлежали к европеоидной расе (а не к монголоидной!). Главный сюрприз — тела умерших перед захоронением в колоде-саркофаге были мумифицированы (1:1 как в Египте!) и прекрасно сохранились. Причем мумификации и художественной татуировке подвергалась не только знать, но и другие члены пазырыкского общества.

Мужчины носили шубы (или меховые куртки с войлочным покрытием), красные шаровары, крытые мехом сапоги. Традиционный для пазырыкцев головной убор — войлочный колпак в виде шлема (очень похож на «буденовку» 1й Конной), расшитый поразительными по изяществу фигурками лошадей или деревянными фигурками зверей, покрытых золотой фольгой. Шеи пазырыкцев украшала гривна, на поясе — пряжки с фигурками хищников, в одном ухе – серьга. Мужчины были вооружены: колчан со стрелами, чекан, железный кинжал в ножнах. Под шубой носили бронзовое зеркало в войлочном мешочке и гребешок из рога. Конская упряжь украшена фигурками грифона — излюбленного образа алтайских скифов (см. главу «Грифон Тартарии» части I). На правой части груди мумий, плече, руках — крупные татуировки, изображающие классические изображения скифо-сибирского искусства (оленя, лося и т.п.).

Население Пазырыкской культуры Алтая в VI–III вв. до н. э. было европеоидным, очень близким по языку и физическому типу к древнеиранским племенам саков степной Азии; предки же современных алтайцев – чистые монголоиды, говорившие на разных диалектах тюркского языка, и пришли они в этот горный край не ранее середины I тыс. н.э.! Т.е. современные алтайцы «потомками мумий» быть не могут — они пришли почти тысячу лет спустя после исчезновения пазырыкцев с арены истории!

По полноте информации алтайские «ледяные» гробницы I тыс. до н. э., эти т.н. «скифские Помпеи»- не имеют себе равных в мире. Но многие никогда даже не слышали о пазырыкцах! Феномен Пазырыкской культуры дает возможность воссоздать достоверные картины жизни наших предков, живших более 25 веков назад.

Интересный факт… В местах к северу от Каспия и Арала в последние века перед Рождеством Христовым обитали саки-парны. Вождём парнов (т.е. одного из скифских племён), был Аршак. Именно Аршак создал Парфянское царство на территории Гиркании и дал начало династии Аршакидов, правившей Парфянским царством с 250г. до н.э до 224г. н.э. По сути Аршак — русский выходец из Арсы.

Цитаты о скифах…

Помпей Трог (Гней Помпей Трог, лат. Gnaeus Pompeius Trogus, римский историк I века до н.э.- I века н.э.) указывал, что скифы добивались господства над Азией трижды. Последний из периодов господства скифов над Азией относится к VII в. до н.э. и подробно описан в античных источниках. Предыдущие подобные периоды приходились на бронзовый век. Первый период скифского господства в Азии продолжался полторы тысячи лет и завершился около 2054г. до н.э. Помпей Трог писал: «Азия платила им (скифам) дань в течение 1500 лет; конец уплате положил ассирийский царь Нин». Историк V в. н.э. писал: «За 1300 лет до основания Рима царь ассирийский Нин, поднявшись с юга от Красного моря, на крайнем севере опустошил и покорил Эвксинский Понт». Рим был основан в 753г. до н.э. Значит, скифы господствовали в Азии в XXXVI–XXI вв. до н.э. Это была эпоха ранней бронзы, период ямной культуры. Ямная культура перешла в катакомбную около 2000г. до н.э. Именно в это время закончились первые 15 веков власти скифов над Азией.

Древнегреческий историк Геродот указывает, что начало правления первых скифских царей имело место за тысячу лет до похода персидского царя Дария в Причерноморье, который хорошо датируется. Получается, что начало правления первых скифских царей приходится на 1500 г. до н.э. Это в точности совпадает с археологической датировкой начала срубной культуры, которая сформировалась в южноуральском и Волгодонском регионе в XVI в. до н.э.

Квинк Курций Руф (лат. Quintus Curtius Rufus, римский историк, ~I в. до н.э.-53г. н.э.) в «Истории Александра Македонского» писал о Великой Скифии по состоянию на IV в. до н.э.:

«…Племя скифов, находясь недалеко от Фракии (то есть северных Балкан), распространяется на восток и север, но не граничит с сарматами, как некоторые полагали, а составляет их часть. Они занимают еще и другую область, прямо лежащую за Петром (Дунаем), и в то же время граничат с Бактрией (Средней Азией и Афганистаном), с крайними пределами Азии. Они населяют земли, находящиеся на севере; далее начинаются дремучие леса и обширные безлюдные края; те же, кто располагаются вдоль Танаиса (Дона) и Бактра (Средняя Азия), носят на себе следы одинаковой культуры…».

Дионисий Петавиус, в географическом описании мира к «Всемирной истории» 1659 года, пишет о скифах:

«…Скифы были доблестным, многолюдным и древним народом, никогда никому не покоряясь, но и редко нападали сами, чтобы кого-то покорить. Когда-то был долгий спор о том, кто древнее: египтяне или скифы, который закончился тем, что скифов признали самой древним народом. А за их многочисленность их назвали матерью всех переселений народов. Философ Анахарсис родился в этой стране, которая простирается на север Дуная. Эта область называется Сарматией или скифами Европы… Относительно богатства их территории говорят, что, поскольку у них много рек, то травы у них видимо-невидимо, но недостаточно топлива, так что они жгли кости вместо древесины. Эта страна изобилует рисом, пшеницей и т.д. Поскольку у них холодно, они имеют большой запас шерсти, шёлка, пеньки, ревеня, мускуса, прекрасные ткани, золото, животных и всё, что необходимо для жизни, не только для выживания, но для жизни с комфортом. Там гром и молнии очень странны и ужасны. Иногда там очень жарко, а иногда внезапно очень холодно, там падает много снега, а ветры самые сильные..».

Василий Кириллович Тредиаковский (русский ученый и поэт, 1703-1769гж) в историческом труде «Три рассуждения о трех главнейших древностях российских…» считает считает русским эллинское наименование «скифы»: «в соответствии с нормами греческой фонетики эта слово произносится, как «скит[ф]ы»: второй слог в его написании начинается с «теты» — q ; в русском озвучивании она произносится и как «ф», и как «т». До реформы русского алфавита в его составе (в качестве предпоследней) была буква «фита» — q , предназначенная для передачи заимствованных слов, включающих букву «тета». И слово «скифы» в дореволюционных изданиях писалось через «фиту». В действительности же «скит» — чисто русский корень, образующий лексическое гнездо со словами типа «скитаться», «скитание».

Следовательно, «скифы-скиты» дословно означают: «скитальцы» («кочевники»). Есть и удачный лексический эквивалент для названия страны скифов: русский археолог Д.Я.Самоквасов (1843-1911гж) поименовал ее Скитанией. Вторично, в качестве позднейшего заимствования из греческого языка, где оно служило названием пустыни, общая корневая основа «скит» вновь вошла в русское словоупотребление в смысле: «отдаленное монашеское убежище» или «старообрядческий монастырь».

Интересные факты…

Первый: Запад всегда отказывал скифам в государственности, заявляя о «бродячей толпы с земель Скифии» (профессор Э.А.Томпсон, 1914-1994гж). Второй — о вине: «спартанцы рассказывают, всякий раз, когда хотят выпить вина покрепче, говорят: «Налей по-скифски». А по-гречески слово «подскифь» в то время означало «налей чистого вина». Третий… Известно, что византийская регулярная кавалерия организационно делилась на «меры» (2-3 тысячи человек), «тагмы» (200-400 всадников). А тагмы делились на две «банды». Но все древние историки, например Псевдомаврикий (анонимный автор византийского 12-томного трактата по военному делу «Стратегикон», VI-VII век), пишут, что это «скифская» организация кавалерии! Кстати, слово «банда» употребляется очень давно, и это слово в древности означало понятие «вооруженный отряд» (многие тысячелетия целью таких отрядов был только грабеж). Четвертый… Удивительные знания использовали скифы при сооружении на Алтае Пазырыкских курганов (см. главу «Пазырыкцы и юэджи»), где усыпальница расположена в зоне пониженной температуры. Это позволило находившимся там предметам сохраниться почти в первозданном виде около 2,5 тысяч лет.

Промышленность скифов опережала таковую же у всех прочих народов на несколько веков, ибо… Скифы изобрели сталь, огниво, нелинючие краски, выделку кож сыромятных и юфти; им известно было бальзамирование трупов, что они и исполняли над трупами царей своих; им же принадлежат и первые горные работы, и разные другие открытия и изобретения. Астрономия скифов (халдеев) — старшая (!) у всех народов Земли. Скифские письмена, сохранившиеся в некоторых скандинавских и всех поморских рунах, а также и по левому берегу Енисея, повыше Саянского отрога, свидетельствуют, что они служили образцом для древних греческих письмен, равно для кельтских и готфских алфавитов… Первые шаги к культивации растений были сделаны именно у скифов, а не на «цивилизованном» юго-западе. Широко применялась ирригация. Именно с территорий, занятых скифами, наиболее ранние сельскохозяйственные культуры распространились в Переднюю Азию и Северный Китай. Это ячмень, полба, просо и др. Cкифы экспортировали зерно в больших количествах в Рим и Грецию. Афины уже с IV в. до н.э. полностью зависели от поставок скифо-сарматского зерна через Боспор. Из Средиземноморья они импортировали оливковое масло и вино. Местные жители занимались традиционной скифской лепной керамикой, изготовлением посуды на гончарном круге и др. Геродот (древнегреческий историк, ~484-425г до н.э.) сообщает, что при царе Арианте в VII в. до н.э. скифы отлили медный котел емкостью 600 амфор и толщиной стенки в 6 пальцев. Отливался он южнее Новгород-Северского на Десне, а спрятан при нашествии Дария к востоку от Десны.
Скифы лидировали и в духовной культуре. Они создали «Веды» и «Авесту», на которых выросла индийская и иранская культуры.

Скифию по-праву называют родиной тяжёлой конницы — катафрактариев, позже (II-I века до н.э.) развившихся у сарматов и персов в самые грозные армии мира.
Историки полагают, что железный век начался со Скифии. Во всяком случае, скифы всегда имели железное оружие. Три четверти запасов железных руд Евразии сосредоточено в Центральной России. Для металлургии нужен древесный уголь. Для его получения были самые крупные запасы сырья. Не надо забывать, что железный век не случайно наступил тогда, когда степные арии появились в Иране, Индии, на Балканах, в Северном Китае.

Древние греки писали о скифской дружбе, испытывая при этом комплекс неполноценности. Слишком разительно она отличалась от того, что они привыкли наблюдать у себя на родине. У скифов человек назывался побратимом и другом не потому, что он был приятелем по пирушкам, ровесником или соседом, а потому, что в случае тяжелых испытаний на него можно было положиться больше, чем на самого себя. Дружбой дорожили, друзей ревновали. Побратимский союз мог быть максимум между тремя скифами. Есть замечательная легенда про побратимов Дандамиса и Амизока, спустя много веков писатель Лукиан увековечил ее в одной из своих новелл. На скифский лагерь (расположенный на берегах Танаиса, нынешнего Дона) напали и Амизок попал в плен. Дандамис, не раздумывая, бросился он в Танаис и переплыл на занятый врагами левый берег реки. Дандамис сказал вождю врагов, что у него нет никакого имущества; единственное, что у него есть,- это жизнь, и ее он с радостью отдаст в обмен за друга. После долгого раздумья вождь решил испытать Дандамиса и согласился всего лишь на часть того, что осталось у Дандамиса («Мне нужны твои глаза»). И Дандамис без колебаний выдержал испытание. Обратно он возвращался с пустыми глазницами, но радостно улыбаясь, держась за плечо освобожденного. Амизок недолго оставался зрячим — желая разделить судьбу друга, он ослепил сам себя.

Мужской костюм скифов был изображен на настенных фресках, на золотых украшениях, на вазах и т.д. Он состоял из длинной рубахи, кафтана с поясом и длинными откидными рукавами. Была и плащ-накидка с застежкой на груди или на одном плече. Далее были широкие шаровары или узкие штаны, заправленные в мягкие кожаные сапоги. Тогда никто не носил «штаны обыкновенные» — горе-цивилизованные римляне и греки обходились короткими туниками (распашенками). Борода у скифов была обязательной. У причерноморских скифов были довольно длинные волосы (для сравнения — у сарматов была короткая стрижка, а среднеазиатские саки и парфяне стриглись «под горшок»).

Наиболее знаменитые курганы скифов в степи — Чертомлык, Солоха, Гайманова и Толстая могилы — не ранее IV века до н.э. Хотя формальное изучение скифов ведется уже почти полтора столетия, ввиду западного отношения к скифам как кочевникам Причерноморья, отсутствия изучения обитания скифов в Азии и т.п. игнорированиям, до сих пор, происхождение, история и культура скифов, представляют собой цепь сплошных загадок. От нас скрыта ее и истинная история скифов, социально-экономический уклад жизни. Автор считает, что скифы — никуда не исчезали, ответ дан в главе «Единые народы степи». «Скифская история удревняет историю русского народа на тысячелетия и потому для Запада это вопрос не истории, а политики, и даже геополитики. Строгий анализ фактов говорит, что огромный скифский народ никуда не исчезал (как уверяют нас). Он просто стал называться славянским, а еще точнее, русским народом» (Ю.Д.Петухов, историк).

Искусство скифского звериного стиля и родственные ему искусства кочевников Казахстана, Средней Азии и Западной Сибири вновь появляются уже в конце VII века до н.э. практически на всей территории евразийских степей. Причем в законченных формах. Алтайское искусство — очень близко к скифскому. Даже в северо-западном Иране было найдено богатое скифское погребение VII века до н.э. (в 1947 году близ города Саккыза). В древнерусских вышивках отчетливо прослеживаются скифские элементы — фигуры некоторых зверей, богиня с поклоняющимися ей воинами, изображение солнца. Недаром многие века русские летописцы с гордостью называли свою страну «Великая Скуфь».

Города скифов Причерноморья…

В период с 1-го тысячелетия до н. э. до 1-го тысячелетия н.э. в Приазовье-Причерноморье было построено значительное число городов. Это была прибрежная зона, принадлежащая Скифии. Крупнейшим портом северо-западного Причерноморья был г.Борисфен (он же г.Ольвия, «счастливая», в устье Днепра, ныне село Парутино Николаевской области). Название порта Борисфен является не греческим, а местным — скифским. Город находился под прямым политическим контролем скифов и сарматов. Именно здесь скифский царь Скил слишком увлекся «прелестями» греческой цивилизации и даже поменял религию. Поэтому его, как отщепенца, свои родичи и казнили. Ольвия служила форпостом, который прикрывал Скифию от экспансии со стороны Средиземноморья. В 331г. до н.э. Ольвию попытался взять штурмом Зопирион, полководец Александра Македонского . Но жители Ольвии (борисфениты), а также соседние скифы разгромили македонскую армию. Скифы господствовали в Ольвии по крайней мере до II в. до н.э. Это подтверждают выпущенные в Ольвии монеты с изображением царя скифов Скилура.

В Борисфен/Ольвия выпускались бронзовые монеты — «стрелки», которые имели оригинальную форму двухлопастных стрел очень древнего типа. Не надо удивляться — настоящие наконечники стрел у скифов издавна выполняли функции денег. Ольвийские «стрелки» были деньгами и только деньгами. Показательно, что изображения скифских царей, найденные археологами при раскопках Неаполя Скифского, очень сильно напоминают средневековые изображения русских князей. Одно из изображений скифских царей предвосхищает «канонические» изображения святого Георгия.

На месте современного Севастополя в те времена был город Херсонес Таврический. Само название города восходит к культу солнечного бога славян (и скифов) Хорса. А на месте современного Симферополя в те древние времена находился город Неаполь Скифский (он Новгород Скифский), а современный город Судак стоит на месте древнего города Сурож (от имени древнего арийского солнечного бога Сурьи). Он был заселен в эпоху бронзы и в раннем железном веке. Существовал город и в античный период (с IV в. до н.э.). Поэтому Азовское море называлось Сурожским. В 212г. н.э. алано-сарматы построили здесь крепость под названием «Сугдея». Скифы создали мощные фортификационные сооружения, и прежде всего со стороны Херсонеса. Неаполь Скифский был огражден оборонительной стеной в III веке до н.э. Она была сложена из крупных необработанных камней на глиняном растворе. Ширина ее первоначально доходила до 2,5 м. Позднее стену расширяли и укрепляли пристройкой новых панцирных поясов. Общая ширина стен достигает 8,5 м, а в некоторых местах доходит до 12,4 м. Таких мощных стен не было ни в одном древнем городе северного Причерноморья — ни в Ольвии, ни в Пантикапее, ни в Херсонесе» (археолог П.Н.Шульц).

Великая Скифия воздвигла множество городов. Отметим два… г.Хорезм (солнечный город) на Амударье в Средней Азии, возникший на рубеже V–IV вв. до н.э. Этот город, как и Херсонес в Крыму, назван в честь бога Хорса, которого почитали в Скифии. Основали город скифы-массагеты, которые до этого мигрировали в оазисы Средней Азии. Вначале Хорезм был центром, столицей самостоятельного, автономного государства. Оно постоянно подвергалось нападениям со стороны мощных империй с юга. Однако ни персидские Ахемениды, ни Александр Македонский не смогли овладеть Хорезмом. Ведь им противостоял не один город — его защищали мощные силы среднеазиатских скифов-массагетов. Персы их называли саками. Потом из среды восточно-туркестанских скифов вышли кушаны. Они завоевали большую часть Средней Азии, а также Северной Индии. Хорезм вошел в сферу влияния Кушанской империи. А в III в. н.э. Кушанская империя распалась и Хорезм стал самостоятельньм государством. Но как только Хорезм оторвался от Великой Скифии, он очень быстро пришел в упадок. Аналогична ситуация с городом Борисфена (античный город Причерноморья на слиянии двух рек Гипаниса и Борисфена, он же Ольвия)… Скифы-саки основали город как форпост на южной границе Великой Скифии с тем, чтобы противостоять давлению с южного направления. Город процветал только пока был в Скифии…

Боспорское царство скифов…

Ысторики или глухо молчат, или искажают факты о скифско-сарматском Боспорском царстве (приписывая его римлянам), являющегося «черноморскии воротами» евразийского торгового пути. Царство моложе городов скифов в Причерноморье. Города выросли в VII веке до н.э., а Боспорское царство Меотиды как самостоятельное возникло около 480г. до н.э. Столицей этого царства стал город Пантикапей (ныне — Керчь). Название города Пантикапей — не греческое, переводится «путь рыбы». Городу Пантикапей подчинялись на крымской стороне города Нимфей, Мирмекий, Киммерик, Гиритака и Феодосия, а на таманской стороне города Фанагория, Гермоносса (Гермонасса, ныне Тамань) и Синдская гавань (современная Анапа). Со временем скифский Боспор усиливался и подчинил себе почти все Приазовье, а также значительную часть Кубани. Есть данные, что скифы периодически контролировали побережье вплоть до устья Дуная(!). Боевую силу Боспора составляла скифская, а потом сарматская конница. Боспорское царство было скифо(меото)-сарматским царством.

Малоизвестный факт: в Пантикапее (ныне — Керчи) был точно такой же Акрополь, как в Афинах. 1:1!

О первой династии боспорских царей, которые правили с 480 по 433 гг. до н.э. (династия Археонактидов)- мало что известно. По Диодору, в 438 до н.э. Спартак основал династию («в Азии, царствовавшие над Киммерийским Боспором, так называемые Археанактиды, правили 42 года. Власть принял Спарток и правил 7 лет»), которая правила царством три с половиной столетия. Правильный перевод — Спартак и династия Спартакиды (при правильном переводе с греческого на русский), хотя «ЕГЭ-профессура» много лет упорно пишет СпартОк и СпартОкиды (дословно от Spartokidai). Вторая боспорская династия однозначно была не греческой, а местной — скифской (видимо, как и первая). У «Ысториков» можно прочитать о фракийском происхождении Спартакидов — эта ложь, основанная только на совпадении имен некоторых боспорских царей. При Левконе I (389-349г до н.э.) имела место широкая экспансия Боспорского царства — когда была завоевана римская Феодосия, присоединены синды и другие племена Прикубанья. Царство Спартакидов рухнуло в 109 до н.э., когда после восстания Савмака оказалось под властью понтийского царя Митридата VI Евпатора.

Но уже в 47г. до н.э. власть в Боспорском царстве перешла к новой, третьей династии Рескупоридов (представитель местных скифов-меотов Аспург силой сверг власть понтийского царя и женился на Динамии — внучке Митридата, дочери Фарнака II). Третья династия правила еще в течение четырех столетий. Основатель новой династии происходил из приазовских меотов-аспургиан. Название народа расшифровывается как «асы/ясы», живущие в крепостях («пургос»- по-гречески башня). Но ведь «асы»- одно из древнейших наименований ариев (см. скандинавские и индийские преданиях об Асгарде — городе асов).
Боспорское — полноценное скифское царство, наследственная монархия. Это царство выполняло роль заслона и перекрывало римлянам путь во внутреннюю Евразию. Да, западные картографы включают прибрежное Причерноморье в состав Римской империи. Но этого не было никогда. Боспорские цари сохраняли и титул, и реальную политическую власть. Они даже выпускали свою монету! Боспор никогда не был римским — нет ни одного факта. Даже во II веке н.э. крайними владениями римлян на востоке Черного моря были Херсонес и Диоскуриода/Диоскурида (ныне — Сухуми), что подтверждается посланием Флавия Арриона (во время посещения Диоскуриоды) императору Адриану в 134 году н.э. Интересно, что византийцы называли правителей Боспора «архонтами», хотя они носили титул «кагана». Важно отметить — Боспор вел крупную торговлю продуктами: хлеб и рыба, лес, меха, кожи, шерсть, сырые продукты.

Боспорское царство просуществовало целое тысячелетие (!), десять веков, причем за 800 лет сменились только две династии (Спартакиды и Рескупориды). После кратковременного упадка Боспорское царство позже было восстановлено как Тмутараканское княжество в рамках государственности княжеской Руси. Столицей этого княжества стал другой древний город Боспора, Гермонасса, получивший имя Тмутаракань.

 

Дербент скифов…

В официальной лже-истории (cм. Часть 1, глава «Книги по истории…») идет ужасное искажение о г.Дербенте. Характерна цитата из Wiki: город был основан в 438 году н.э. как персидская крепость. Это ложь. Скифское, а затем и сарматское государства контролировали практически всю степную зону к северу от Кавказского хребта (вплоть до предгорий). Южной границей Великой Скифии служили высокие горные вершины. Но это была граница, и ее надо было охранять. Поэтому скифы еще в начале первого тысячелетия до н.э. создавали здесь мощные крепости. Одна из таких крепостей, самая важная, была расположена в том месте, где Каспийское море подходит вплотную к горам (узкий 3 км проход). Месторасположение этой крепости было выбрано не случайно — она находилась на единственной на Восточном Кавказе дороге на юг. Поэтому крепость назвали «Каспийскими воротами». На месте этой крепости сейчас стоит город Дербент.

Первое упоминание «Каспийских ворот» имеется у Гекатея Милетского — VI век до н.э. А в IV веке до н.э. о крепости пишет Харес Мителенский (описывал события, происходившие в VIII–VII вв. до н.э.). В персидской хронике «Дербентнаме» указана точная дата основания города-крепости — 733г. до н.э. В конце VIII в. до н.э. на вершине холма была построена крепость, стены которой имели семиметровую толщину. Дербент был скифской крепостью — они его построили, они его и защищали. Авторство скифов подтверждает и «отец истории» Геродот (древнегреческий историк,~484-425г до н.э.), и керамика VIII–VII вв. до н.э. В VI в. до н.э. место скифов заняли их родственники сарматы (точнее, они смешались). Историк Фавст Бузонд (IV в. н.э.) в своей «Истории Армении» сообщает, что область Дербента была подвластна царю родственных аланам маскутов Санесану. В русской летописи (Никаноровской) рассказывается о договоре «храбросердного народа славенского, славнейшего и знатнейшего колена русского» с державой Александра Македонского. Но положение Дербента при сарматах осталось прежним. Для южных держав она была закрыта на замок и открывалась только для того, чтобы выпустить своих защитников скифов-сарматов. За всю историю Дербентский проход никогда не принадлежал ни Риму, ни Парфянской (иранской) империи. Известен поход императора Нерона к Каспийским воротам, но и он вынужден был вернуться ни с чем. Контроль над «Каспийскими воротами» перешел к иранским шахам только в конце IVв. н.э.

Великая Скифия была сильной и процветающей. Процветала ее промышленность, сельское хозяйство, военный комплекс. Жизнь общества строилась на здоровой основе: не было гаремов, гетер, извращений вроде группового секса, не было чрезмерной роскоши и, что очень важно, не было рабства. Политическое устройство Скифии с высокой семейной моралью, с отрицанием рабства и разврата было намного выше гнилых греческих демократий, при которых человека можно было убить, поработить, искалечить в один миг. Скифское царство не было основано на тирании. Вначале скифская империя была не монархической, а республиканской; не унитарной, а федеративной. Империя складывалась из сложной иерархической структуры мелких общин — племен — союзов племен. Затем это было полноценное царство — наследственная монархия. Но без тирании и деспотизма. Уже к IV веку до н.э. государство скифов превратилось в наследственную монархию с с прослойкой аристократии и поселениями городского типа.

И напоследок о ТартАрии — почитаем старинное.. Во-первых, книгу XVII века Андрея Лызлова («Скифская история», 1692 год), цитаты: «Но от пятисот лет и больше, егда Скифове, народ изшедщий из страны реченныя их языком Монгаль, ея же и жители назывались Мингаилы или Монгаили, поседоша некоторые государства, яко о том будет ниже) измениша и имя свое, назвашася Тартаре, от реки Тартар, или множества народов своих, еже и сами любезнее приемлют и слышать». Вторая: «Но от пятисот лет и больши, егда скифове народ, изшедши от страны реченныя их языком Монгаль, ея же и жители назывались монгаилы или монгаили, поседоша некоторые государства, измениша и имя свое, назвашася тартаре, от реки Тартар. И меньшая половина Скифии, яже над морем Ассийским, называется Тартариа великая. Разделяется же Тартариа великая от Скифии Имаусом горою великою и знаменитою [Уральскими горами]: еже со одну страну — то Тартариа, а еже от сея страны — то Скифиа. О сих татарех монгаилех, иже живяху в меньшей части Скифии, которая от них Тартариа назвалась, множество знаменитых дел историкове писали, яко силою и разумом своим, паче же воинскими делы на весь мир прославияхуся. Никогда побеждени бывали, но всюду они побеждаху. Дария царя перскаго из Скифии изгнаша; и славнаго перского самодержца Кира убиша; Александра Великаго гетмана именем Зопириона с воинствы победиша; Бактрианское и Парфиское (т.е. Парфянское) царство основаша. Никогда же чуждему народу попущаху к себе входити, а своими довольно всю Асию населиша. То есть моголы считали себя потомками скифов.
Во-вторых, см. книгу F.R.Grahame (английский писатель, 1860 год, название), где написано: «…The empires of Scythia: a history of Russia and Tartary…», т.е. «империя Скифия: история России и Тартарии». А вот кусок текста книги с пояснением «Тартария — Азиатская Скифия…»:

 

via

Вам может также понравиться...

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x