Русский каганат на Балтике
На данный момент сложно определить местоположение легендарного «острова русов» — центра Русского каганата. На его роль претендуют обширные территории от Балтики до Черного моря, но наиболее правдоподобными считаются версии северного происхождения первого государственного образования русов. Русский каганат видят прежде всего в районе Новгорода и Ладоги, а также Ростова, тех земель, где впервые появились легендарные варяги-русы на территории будущей России. Но не стоит забывать, что по мнению создателя «Повести временных лет» варяги приплыли с Балтийского моря. Древнерусский автор писал — «Идоша за море к варягом, к руси», что может свидетельствовать о том, что Русский каганат вполне мог локализоваться и существенно западнее, т.е. непосредственно на самой Балтике.
Одним из таких мест могла быть территория Пруссии, которая всегда притягивала к себе любопытство людей из России — из Пруссии выводили свою родословную представители обеих русских правящих династий — и Рюриковичи, и Романовы. И нужно признать, что Пруссия соответствует многим характеристикам «острова русов» известным прежде всего по арабским письменным источникам. В этой статье я перечислю основные упоминания о Русском каганате и «острове русов», а также приведу примеры соответствий прусских реалий раннего средневековья описаниям арабских хронистов.
Прежде всего нужно кратко описать Пруссию раннего средневековья. Несмотря на то, что пруссы занимали значительные земли на юго-востоке Балтики, сейчас это территории Польши, Калининградской области России и Литвы, основным их центром был Самбийский полуостров, который получил свое название от главного прусского племени сембов/самбов. Самбия была самым богатым и густонаселенным регионом Пруссии. Пруссы называли свою землю «Ульмигания», «Ульмигерия», «Ульмеригия», что означает «Островное царство», так как в средние века Самбийский полуостров считался островом, ибо с юга и востока он отделен от материка реками Преголя и Дейма. Это обстоятельство несомненно важно для нашего исследования.
Первым арабским хронистом писавшем об «Острове русов» был Ибн Русте, живший в 10 веке, но его свидетельства восходят к более ранним трудам ал-Джайхани и Ибн Хордадбеха. Поэтому текст Ибн Русте описывает ситуацию 9 века и является важнейшим свидетельством по ранней истории русов:
Ибн Русте «Книга драгоценных ожерелий»
«Что же касается ар-Русийи, то она находится на острове, окруженном озером. Остров, на котором они (русы) живут, протяженностью в три дня пути, покрыт лесами и болотами, нездоров и сыр до того, что стоит только человеку ступить ногой на землю, как последняя трясется из-за обилия в ней влаги. У них есть царь, называемый хакан русов. Они нападают на славян, подъезжают к ним на кораблях, высаживаются, забирают их в плен, везут в Хазаран и Булкар и там продают».
Итак, мы видим описание некоего острова, тут нужно отметить, что арабский термин «джазира» означает не только остров, но и полуостров, и междуречье, то есть, это территория окруженная водой в широком смысле. Последующие переписчики текста Ибн Русте несколько изменяли описание, речь могла идти как об острове, окруженном озером, так и морем. В данном случае, к Самбийскому полуострову применимы все смыслы, заложенные в текстах источников, так как он окружен морем, ибо это полуостров, а также отделен от материка реками. Эти реки имели и имеют весьма топкие берега, поэтому на Самбии присутствуют все признаки описанные Ибн Русте, это действительно место с повышенной влажностью, здесь есть болота, и здесь есть леса.
Размеры Самбии также примерно совпадают с описанными арабским автором тремя днями пути, а это где-то 70 км с западного побережья до реки Дейма на востоке.
Огромную важность имеет упоминание арабским автором правителя русов — кагана (хакана). Этот тюркский термин и позволяет считать раннее гос. образование русов каганатом. Подобный титул свидетельствует о какой-то культурной или политической близости между русами и тюрками, что характерно как раз для Пруссии, ибо там присутствие тюрок фиксируется и археологически, и по письменным источникам примерно с 7 века, это время существования Аварского каганата и его несомненного влияния на Южную Балтику.
И самое главное, на Самбии присутствовали и сами русы — различные выходцы из Скандинавии начинают проникать на полуостров с самого начала 9 века, здесь был основан достаточно крупный скандинавский центр Кауп.
Текст о русах из сочинения Гардизи «Зайн ал-ахбар»
«Что же касается русов, то есть остров, расположенный в море, и остров этот протяженностью три дня пути в длину и в ширину и весь покрыт лесом. Почва его такая влажная, что если поставить ногу, то она погрузится в землю по причине ее влажности. И есть у них царь, называемый хакан-е рус. Число жителей на этом острове 100 000. И эти люди постоянно нападают на кораблях на славян, захватывают славян, обращают в рабов, отводят в Хазаран и Балкар и там продают. И у них нет посевов и пашен. И они пользуются обычно славянскими посевами. И если рождается (у них) сын, извлекают меч, кладут возле него, и отец говорит: «У меня нет ни золота, ни серебра, ни скота (мал), чтобы оставить тебе в наследство. Вот твое наследство, сам себе (все) добудь мечом».
Гардизи в целом повторяет информацию Ибн Русте, но делает небольшое добавление о численности жителей Русского каганата, их там якобы 100 тыс. Несомненно, это преувеличение, просто хронист хотел донести до своих читателей, что население «Острова» весьма значительно, что было характерно для Самбии с ее многочисленными прусскими городищами. Также Гардизи добавляет, что русы не занимаются земледелием у них «нет посевов и пашен». Скандинавы, действительно, преимущественно занимались торговлей и разбоем, в том числе и те, кто проживал в скандинавском Каупе в Самбии.
Текст о русах из сочинения Мухаммед ибн Ахмеда ибн Ийаса ал-Ханафи «Нашк ал-азхар фи гара ‘иб ал-актар» (начало XVI в)
«Описание страны русов. Они большой народ из турок. Страна их граничит со славянами. Они (живут) на острове, окруженном озером, И он подобен крепости, защищающей их от врагов.
Текст о русах из анонимного сочинения «Моджмал ат-таварих» (1126 г.)
«Рассказывают также, что Рус и Хазар были от одной матери и отца. Затем Рус вырос и, так как не имел места, которое ему пришлось бы по душе, написал письмо Хазару и попросил у того часть его страны, чтобы там обосноваться. Рус искал и нашел место себе. Остров не большой и не маленький, с болотистой почвой и гнилым воздухом; там он и обосновался.»
Два отрывка, в которых опять отражается представление арабских авторов о том, что русы и тюрки (хазары) находятся в некоей близости — культурной или даже родственной. Эта близость русов и хазар подчеркивалась арабскими авторами многократно. Интересно, что в «Моджмал ат-таварих» тюрки уже точно обозначаются как хазары. Вполне возможно, что в 9 веке Пруссия действительно могла входить в сферу интересов именно Хазарского каганата, а не Аварского, как было раньше. Такое предположение сделал известный российский археологи и историк, специалист по прусским древностям — В.И. Кулаков, он писал, что «на Самбию постоянно прибывали отдельные, правда, небольшие по численности, конные отряды тюрок Поволжья. Их функцией, возможно, являлась и охрана янтарных караванов, отправлявшихся из Прибалтики по Волжскому пути в страны далекого и сказочного Востока.»
Вполне возможно, что «Остров русов» был дальней торговой факторией Хазарского каганата, где вместе с тюрками заправляли выходцы из Скандинавии, которые естественно стремились выйти из под опеки. Собственно, обретение самостоятельности русами на Восточном торговом пути и стало началом уже именно русской государственности.
Ибн Русте «Книга драгоценных ожерелий»
«Есть у них знахари, из коих иные повелевают царю, как будто они начальники их (Русов). Случается, что приказывают они приносить жертву творцу их, что ни вздумается им: женщин, мужчин и лошадей, а уж когда приказывают знахари, не исполнить их приказание нельзя никоим образом. Взяв человека или животное, знахарь накидывает ему петлю на шею, навешает жертву на бревно и ждет, пока оно не задохнется, и говорит, что это жертва Богу.»
Ибн Русте отмечал особенности управления на «острове русов» — Русский каганат был явно теократическим государством, где высшую власть имели жрецы, которые могли повелевать даже царю русов. Точно такая же теократия наблюдалась и в древней Пруссии, где верховную власть имел главный жрец — Криво Кривайтес.
Можно сделать предположение, что на Самбии правление осуществлялось в виде диархии (двоевластия) характерной для всех ранних каганатов в Восточной Европе (той же Хазарии). Легендарных правителей пруссов тоже было двое — Видевут и Брутен, один из которых имел функцию жреца.
В целом можно отметить, что территория прусской Самбии прекрасно подходит под описание Русского каганата. Здесь есть географические совпадения, здесь фиксируется отчетливое тюркское влияние, здесь существовало двоевластие и теократическое правление — все признаки, которые были свойственны Русскому каганату по описаниям арабских авторов.