Русский каганат на Балтике

Кто такие русы | ВИКИНГИ | Яндекс Дзен

На данный момент сложно определить местоположение легендарного «острова русов» — центра Русского каганата. На его роль претендуют обширные территории от Балтики до Черного моря, но наиболее правдоподобными считаются версии северного происхождения первого государственного образования русов. Русский каганат видят прежде всего в районе Новгорода и Ладоги, а также Ростова, тех земель, где впервые появились легендарные варяги-русы на территории будущей России. Но не стоит забывать, что по мнению создателя «Повести временных лет» варяги приплыли с Балтийского моря. Древнерусский автор писал — «Идоша за море к варягом, к руси», что может свидетельствовать о том, что Русский каганат вполне мог локализоваться и существенно западнее, т.е. непосредственно на самой Балтике.

Одним из таких мест могла быть территория Пруссии, которая всегда притягивала к себе любопытство людей из России — из Пруссии выводили свою родословную представители обеих русских правящих династий — и Рюриковичи, и Романовы. И нужно признать, что Пруссия соответствует многим характеристикам «острова русов» известным прежде всего по арабским письменным источникам. В этой статье я перечислю основные упоминания о Русском каганате и «острове русов», а также приведу примеры соответствий прусских реалий раннего средневековья описаниям арабских хронистов.

Калининградский полуостров или Самбия, где предположительно мог размещаться «Остров русов»

Прежде всего нужно кратко описать Пруссию раннего средневековья. Несмотря на то, что пруссы занимали значительные земли на юго-востоке Балтики, сейчас это территории Польши, Калининградской области России и Литвы, основным их центром был Самбийский полуостров, который получил свое название от главного прусского племени сембов/самбов. Самбия была самым богатым и густонаселенным регионом Пруссии. Пруссы называли свою землю «Ульмигания», «Ульмигерия», «Ульмеригия», что означает «Островное царство», так как в средние века Самбийский полуостров считался островом, ибо с юга и востока он отделен от материка реками Преголя и Дейма. Это обстоятельство несомненно важно для нашего исследования.

Первым арабским хронистом писавшем об «Острове русов» был Ибн Русте, живший в 10 веке, но его свидетельства восходят к более ранним трудам ал-Джайхани и Ибн Хордадбеха. Поэтому текст Ибн Русте описывает ситуацию 9 века и является важнейшим свидетельством по ранней истории русов:

Ибн Русте «Книга драгоценных ожерелий»
«Что же касается ар-Русийи, то она находится на острове, окруженном озером. Остров, на котором они (русы) живут, протяженностью в три дня пути, покрыт лесами и болотами, нездоров и сыр до того, что стоит только человеку ступить ногой на землю, как последняя трясется из-за обилия в ней влаги. У них есть царь, называемый хакан русов. Они нападают на славян, подъезжают к ним на кораблях, высаживаются, забирают их в плен, везут в Хазаран и Булкар и там продают».

Итак, мы видим описание некоего острова, тут нужно отметить, что арабский термин «джазира» означает не только остров, но и полуостров, и междуречье, то есть, это территория окруженная водой в широком смысле. Последующие переписчики текста Ибн Русте несколько изменяли описание, речь могла идти как об острове, окруженном озером, так и морем. В данном случае, к Самбийскому полуострову применимы все смыслы, заложенные в текстах источников, так как он окружен морем, ибо это полуостров, а также отделен от материка реками. Эти реки имели и имеют весьма топкие берега, поэтому на Самбии присутствуют все признаки описанные Ибн Русте, это действительно место с повышенной влажностью, здесь есть болота, и здесь есть леса.
Размеры Самбии также примерно совпадают с описанными арабским автором тремя днями пути, а это где-то 70 км с западного побережья до реки Дейма на востоке.

Карта расселения прусских племен. Самбия выделена светло коричневым цветом.

Карта расселения прусских племен. Самбия выделена светло коричневым цветом.

Огромную важность имеет упоминание арабским автором правителя русов — кагана (хакана). Этот тюркский термин и позволяет считать раннее гос. образование русов каганатом. Подобный титул свидетельствует о какой-то культурной или политической близости между русами и тюрками, что характерно как раз для Пруссии, ибо там присутствие тюрок фиксируется и археологически, и по письменным источникам примерно с 7 века, это время существования Аварского каганата и его несомненного влияния на Южную Балтику.

И самое главное, на Самбии присутствовали и сами русы — различные выходцы из Скандинавии начинают проникать на полуостров с самого начала 9 века, здесь был основан достаточно крупный скандинавский центр Кауп.

Текст о русах из сочинения Гардизи «Зайн ал-ахбар»
«Что же касается русов, то есть остров, расположенный в море, и остров этот протяженностью три дня пути в длину и в ширину и весь покрыт лесом. Почва его такая влажная, что если поставить ногу, то она погрузится в землю по причине ее влажности. И есть у них царь, называемый хакан-е рус. Число жителей на этом острове 100 000. И эти люди постоянно нападают на кораблях на славян, захватывают славян, обращают в рабов, отводят в Хазаран и Балкар и там продают. И у них нет посевов и пашен. И они пользуются обычно славянскими посевами. И если рождается (у них) сын, извлекают меч, кладут возле него, и отец говорит: «У меня нет ни золота, ни серебра, ни скота (мал), чтобы оставить тебе в наследство. Вот твое наследство, сам себе (все) добудь мечом».

Гардизи в целом повторяет информацию Ибн Русте, но делает небольшое добавление о численности жителей Русского каганата, их там якобы 100 тыс. Несомненно, это преувеличение, просто хронист хотел донести до своих читателей, что население «Острова» весьма значительно, что было характерно для Самбии с ее многочисленными прусскими городищами. Также Гардизи добавляет, что русы не занимаются земледелием у них «нет посевов и пашен». Скандинавы, действительно, преимущественно занимались торговлей и разбоем, в том числе и те, кто проживал в скандинавском Каупе в Самбии.

Текст о русах из сочинения Мухаммед ибн Ахмеда ибн Ийаса ал-Ханафи «Нашк ал-азхар фи гара ‘иб ал-актар» (начало XVI в)
«Описание страны русов. Они большой народ из турок. Страна их граничит со славянами. Они (живут) на острове, окруженном озером, И он подобен крепости, защищающей их от врагов.
Текст о русах из анонимного сочинения «Моджмал ат-таварих» (1126 г.)
«Рассказывают также, что Рус и Хазар были от одной матери и отца. Затем Рус вырос и, так как не имел места, которое ему пришлось бы по душе, написал письмо Хазару и попросил у того часть его страны, чтобы там обосноваться. Рус искал и нашел место себе. Остров не большой и не маленький, с болотистой почвой и гнилым воздухом; там он и обосновался.»

Два отрывка, в которых опять отражается представление арабских авторов о том, что русы и тюрки (хазары) находятся в некоей близости — культурной или даже родственной. Эта близость русов и хазар подчеркивалась арабскими авторами многократно. Интересно, что в «Моджмал ат-таварих» тюрки уже точно обозначаются как хазары. Вполне возможно, что в 9 веке Пруссия действительно могла входить в сферу интересов именно Хазарского каганата, а не Аварского, как было раньше. Такое предположение сделал известный российский археологи и историк, специалист по прусским древностям — В.И. Кулаков, он писал, что «на Самбию постоянно прибывали отдельные, правда, небольшие по численности, конные отряды тюрок Поволжья. Их функцией, возможно, являлась и охрана янтарных караванов, отправлявшихся из Прибалтики по Волжскому пути в страны далекого и сказочного Востока.»

Вполне возможно, что «Остров русов» был дальней торговой факторией Хазарского каганата, где вместе с тюрками заправляли выходцы из Скандинавии, которые естественно стремились выйти из под опеки. Собственно, обретение самостоятельности русами на Восточном торговом пути и стало началом уже именно русской государственности.

Ибн Русте «Книга драгоценных ожерелий»
«Есть у них знахари, из коих иные повелевают царю, как будто они начальники их (Русов). Случается, что приказывают они приносить жертву творцу их, что ни вздумается им: женщин, мужчин и лошадей, а уж когда приказывают знахари, не исполнить их приказание нельзя никоим образом. Взяв человека или животное, знахарь накидывает ему петлю на шею, навешает жертву на бревно и ждет, пока оно не задохнется, и говорит, что это жертва Богу.»

Ибн Русте отмечал особенности управления на «острове русов» — Русский каганат был явно теократическим государством, где высшую власть имели жрецы, которые могли повелевать даже царю русов. Точно такая же теократия наблюдалась и в древней Пруссии, где верховную власть имел главный жрец — Криво Кривайтес.

Можно сделать предположение, что на Самбии правление осуществлялось в виде диархии (двоевластия) характерной для всех ранних каганатов в Восточной Европе (той же Хазарии). Легендарных правителей пруссов тоже было двое — Видевут и Брутен, один из которых имел функцию жреца.

В целом можно отметить, что территория прусской Самбии прекрасно подходит под описание Русского каганата. Здесь есть географические совпадения, здесь фиксируется отчетливое тюркское влияние, здесь существовало двоевластие и теократическое правление — все признаки, которые были свойственны Русскому каганату по описаниям арабских авторов.

via

Вам может также понравиться...

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x