Самый древний город Земли

В город Иерихон самостоятельно: что посмотреть, как добраться
11 тысяч лет назад в 30 километрах к северо-востоку от современного Иерусалима произошло событие, ознаменовавшее собой новую эпоху в развитии человечества. Одно из местных племен, названных позже натуфийцами, неожиданно для всех прекратило бродить по древнему Леванту и осело в живописном оазисе в долине реки Иордан.

Еще не открыв для себя сельское хозяйство, не умея делать керамику и орудия труда из металла, натуфийцы, тем не менее, основали постоянное поселение, ставшее одним из первых городов на планете. Удивительнее всего тот факт, что оно, несмотря на все прошедшие многие тысячелетия, продолжает существовать все на том же месте.

До окончания последнего ледникового периода человечеству, влачившему во время него достаточно жалкое существование, трудно было организовать более-менее крупный населенный пункт. Неблагоприятный климат и его регулярные изменения вынуждали представителей вида homo sapiens постоянно кочевать с места на место в попытках найти себе пропитание и, если повезет, продолжить род. Во время ледникового максимума (около 22—26 тысяч лет назад) вся северная Европа лежала подо льдами, включая даже фрагмент территории современной Витебской области Беларуси.

Жертвами этого оледенения стали, например, и несчастные неандертальцы, представители альтернативной современной ветки развития людей. К счастью же для всех нас, за любым похолоданием, каким бы вечным оно ни казалось, неизбежно наступает теплый период, что в очередной раз и случилось примерно в 10 000 году до нашей эры.

В развитии человечества наступает новая, важнейшая эпоха — неолит, когда наши далекие предки наконец-то перешли от присваивания даров природы (охоты и собирательства) к их самостоятельному производству. Благодаря улучшению климатических условий люди открыли для себя сельское хозяйство, научившись обеспечивать собственную продовольственную безопасность возделыванием полезных для организма культур, например злаков. Главным центром этого цивилизационного скачка стал Ближний Восток вообще и Левант (нынешние Израиль, Палестина, Ливан, Сирия) в частности — территория, получившая у потомков название «Плодородный полумесяц».

Ведение сельского хозяйства естественным следствием имело и переход к оседлому образу жизни. Жители Ближнего Востока получили возможность организовывать более-менее постоянные поселения, но лишь немногие из тех протогородов раннего неолита по-прежнему обитаемы сейчас. Один из таких населенных пунктов возник неподалеку от Мертвого моря в оазисе, расположенном в долине реки Иордан в современной Палестине.

Необходимо сразу отметить, что возраст многих древних городов, особенно появившихся задолго до начала письменной истории человечества, — вопрос дискуссионный и лежащий в плоскости в первую очередь археологии. Разумеется, о какой-либо точной датировке их возникновения речи при этом идти не может — ученые в таком случае вынужденно оперируют столетиями и даже тысячелетиями. На статус самого древнего более-менее непрерывно обитаемого города планеты претендуют сразу несколько населенных пунктов (например, сирийский Дамаск или ливанский Джебейль), но даже при наличии серьезных конкурентов палестинский Иерихон среди них выделяется.

«И вострубили в трубы, народ восклицал громким голосом, и от этого обрушилась стена до основания, и войско вошло в город, и взяли город».

Это известная история о взятии Иерихона войсками направлявшихся в Землю обетованную евреев под руководством Иисуса Навина — первое значимое событие, где этот населенный пункт упоминается в Библии. Стены процветавшего к тому времени города были разрушены благодаря тем самым Иерихоновым трубам (и громкому народному голосу), и эта известная легенда обычно датировалась 1400 годом до нашей эры.

• “пойдите вокруг города все способные к войне и обходите город однажды [в день]; и это делай шесть дней;
• и семь священников пусть несут семь труб юбилейных пред ковчегом; а в седьмой день обойдите вокруг города семь раз, и священники пусть трубят трубами;
• когда затрубит юбилейный рог, когда услышите звук трубы, тогда весь народ пусть воскликнет громким голосом, и стена города обрушится до своего основания, и [весь] народ пойдёт [в город, устремившись] каждый с своей стороны” (Нав. 6, 1-4).
• «И призвал Иисус, сын Навин, священников [Израилевых] и сказал им: несите ковчег завета; а семь священников пусть несут семь труб юбилейных пред ковчегом Господним.
• И сказал [им, чтоб они сказали] народу: пойдите и обойдите вокруг города; вооружённые же пусть идут пред ковчегом Господним.
• Как скоро Иисус сказал народу, семь священников, несших семь труб юбилейных пред Господом, пошли и затрубили [громогласно] трубами, и ковчег завета Господня шёл за ними;
• вооружённые же шли впереди священников, которые трубили трубами; а идущие позади следовали за ковчегом [завета Господня], во время шествия трубя трубами.
• Народу же Иисус дал повеление и сказал: не восклицайте и не давайте слышать голоса вашего, и чтобы слово не выходило из уст ваших до того дня, доколе я не скажу вам: “воскликните!” и тогда воскликните.
• Таким образом ковчег [завета] Господня пошёл вокруг города и обошёл однажды; и пришли в стан и ночевали в стане.
• [На другой день] Иисус встал рано поутру, и священники понесли ковчег [завета] Господня;
• и семь священников, несших семь труб юбилейных пред ковчегом Господним, шли и трубили трубами; вооруженные же шли впереди их, а идущие позади следовали за ковчегом [завета] Господня и идучи трубили трубами.
• Таким образом и на другой день обошли вокруг города однажды и возвратились в стан. И делали это шесть дней.
• В седьмой день встали рано, при появлении зари, и обошли таким же образом вокруг города семь раз; только в этот день обошли вокруг города семь раз.
• Когда в седьмой раз священники трубили трубами, Иисус сказал народу: воскликните, ибо Господь предал вам город!
• ….
• Народ воскликнул, и затрубили трубами. Как скоро услышал народ голос трубы, воскликнул народ [весь вместе] громким [и сильным] голосом, и обрушилась [вся] стена [города] до своего основания, и [весь] народ пошел в город, каждый с своей стороны,
• и взяли город» (Нав. 6, 5-19).

Множество открытий было сделано работавшей в этих местах британской экспедицией (1930–1936) под руководством профессора Джона Гарстанга. Перед археологами встал из небытия древний город, развалины которого весьма ярко рассказали о его истории.

Во время раскопок Иерихона Гарстанг сделал такое поразительное открытие, что счел нужным засвидетельствовать его специальным документом, подписанным им самим и еще двумя членами экспедиции.
Он пишет об этом открытии следующее: «Что же до главного факта, то в нем, таким образом, не остается никаких сомнений:
стены города упали в направлении наружу, причем полностью, так что нападающие могли вскарабкаться по их обломкам и пройти в город».
Garstang, John. Jericho and the Biblical Story // Wonders of the Past /Под ред. J. A. Hammerton. New York: Wise, 1937. С. 1222.

То, что стены города рухнули наружу, казалось бы, противоречило здравому смыслу, однако это было именно так. Этот факт необычен ввиду того, что стены городов не падают наружу, они падают внутрь. И тем не менее, в книге Иисуса Навина написано: «…и обрушилась стена города до своего основания, и народ пошел в город, каждый с своей стороны и взяли город» (И. Нав. 6:19). Стены Иерихона упали именно наружу. Стена города обрушилась до основания, открыв нападавшим путь в город. При дальнейших раскопках были найдены следы страшных пожаров, истребивших город. Глазам археологов открылись огромные горы золы и угля.

Иерихонская труба (шофар)

Шофар — еврейский ритуальный духовой музыкальный инструмент, сделанный из рога животного. Имеет очень древнюю историю и традицию употребления, восходящую к Моисею.
В него трубят во время синагогального богослужения на религиозные праздники и в ряде других случаев.

Малый шофар

Шофар изготавливался в глубокой древности и сейчас изготавливается только из натурального рога.

Использовались и используются полые внутри рога баранов, козлов, антилоп, газелей, никогда или почти никогда (из-за аллюзий на золотого тельца) бычьи или коровьи рога. Поэтому формы и длины шофаров могут быть самыми разными.

Шофар может быть коротким, с простым изгибом (как принято у ашкеназов), или он может быть длинным, витым. Последняя разновидность возникла в еврейской общине Йемена.

Йеменский шофар из рога антилопы куду

В одних странах и общинах принято сильно обрабатывать рог, разогревать его паром для придания нужной формы, в других, напротив, принято сводить обработку к минимуму и формы не менять.

Кончик рога у шофара срезается или высверливается, трубящий в шофар использует для извлечения звука это простое отверстие. Известны случаи, когда кончику рога придавали форму простейшего трубного мундштука.

Еще одно знаменательное свидетельство заключалось в том, что археологи обнаружили целые амбары и кладовые, заполненные пшеницей, финиками, чечевицей и многими другими припасами, вещами и предметами, датировка которых также показала, что город был разрушен около 1400 года до Р. Х.14 С давних времен было принято собирать все ценное и съестное из покоренного города, тем более если он подвергался затем уничтожению. Однако данные археологические находки прекрасно находят объяснение в свете все той же книги Иисуса Навина, где говорится, что Иисус Навин не позволил своим воинам разграбить сокровища Иерихона, посвятив их Богу.

По результатам исследований Гарстанг опубликовал предварительные отчеты, а после второй мировой войны вместе со своим сыном издал популярную книгу, в которой датировал насильственное разрушение поселения, названного им «город IV», примерно 1400 г. до Р.Х. (окончанием периода поздней бронзы I).

После войны в 1953 году раскопки Иерихона продолжила другой археолог, Кэтлин Кеньон. Ее исследования ознаменовали новую эру в палестинской археологии, поскольку она первой прибегла к стратиграфическому методу – определению относительного геологического возраста осадочных пород на основании расположения культурных слоев почвы16. Именно тогда об Иерихоне заговорили как о древнейшем городе мира.

Как и Гарстанг, Кеньон обнаружила в Иерихоне метровый слой пепла, разрушенные стены, множество наполненных зерном сосудов в жилых домах – свидетельство того, что пожар и разрушения имели место вскоре после жатвы25. Очень многие детали в описании Иерихона в книге Иисуса Навина, вплоть до пристроенных к северному участку оборонительной стены жилых домов, действительно подтверждаются археологическими данными – они явно записаны «со слов очевидца».

Многие современные ученые считают, что археологические факты целиком согласуются с библейским повествованием. Более того, имеется важнейшее археологическое свидетельство, которое долгие годы не было адекватно интерпретировано, но ныне является ключевым фактором в решении вопроса хронологии с точки зрения археологии. Иерихон был разрушен так, как это описывает Библия, после чего последовал долгий период отсутствия поселения на этом месте. Понятно, что библейская традиция связывает данное разрушение с событиями еврейского завоевания.

Совсем недавно (в археологическом, конечно, смысле) завершилась очередная ледниковая эпоха. Абсолютное большинство населения планеты еще не успели оценить преимущества этого и начать жить по-новому, а в песках будущей Иудейской пустыни возник населенный пункт площадью 2,5 гектара, жило в котором около 2—3 тысяч человек. Поразительнее всего был факт, что этот протогород, из которого впоследствии вырос Иерихон, уже 10 тысяч лет назад, когда предки современных белорусов еще добывали пищу с помощью палок-копалок, был обнесен крепостной стеной.

Неолитическая революция (переход к одомашниванию животных и растений) не успела пока свершиться, жители этого поселения еще не знали керамики, но живописная природа, благоприятный климат и наличие сразу нескольких источников пресной воды позволили им создать устойчивую на протяжении многих поколений общину, жившую к тому же в условиях, которые можно (при некоторой, конечно, натяжке) назвать городскими.

Населенный пункт окружала стена высотой от 3,7 до 5,2 метра и толщиной до полутора метров. Перед стеной шел ров глубиной 2,7 метра. Внутри периметра находилось несколько десятков круглых кирпичных зданий на основании из известняка, каждое из которых насчитывало несколько комнат. Уличной сети еще не было, застройка была хаотичной, но археологические данные свидетельствовали о беспрецедентных для эпохи (8500—8000 годы до нашей эры) уровне организации труда и социальной структуре.

Жители Иерихона впоследствии достаточно быстро перешли от собирания диких злаков к возделыванию пшеницы и ячменя, от охоты к скотоводству, одомашнили собак (их захоронения найдены прямо внутри зданий). При этом жизнь их была на удивление мирной: даже та самая стена, вероятно, самое раннее сохранившееся сооружение такого типа на земле, носила не оборонительные функции, а служила защитой от наводнений. По крайней мере, археологических свидетельств военных действий в этот период обнаружено не было.

Самой удивительной находкой при этом стала встроенная в стену круглая башня диаметром в 9 метров и высотой в 8,5 метра с внутренней лестницей, насчитывавшей 22 ступени. Она также строилась не для обороны, а имела, судя по всему, исключительно церемониальные функции. По мнению исследователей из университета Тель-Авива, во время дня солнечного солнцестояния (20 или 21 июня) тень от ближайшей горы падала первой именно на эту башню, после чего накрывала остальной город. Таким образом, это сооружение, вероятно, символизировало собой начало удлинения ночей, было своеобразным астрономическим инструментом и, скорее всего, центральным элементом некого обряда наподобие славянского Купалья.

Стены иерихонского Тель-эс-Султана и в особенности его башня, сложнейшая для человека эпохи неолита инженерная конструкция, — возможно, древнейшие на планете здания, сохранившиеся в по-прежнему обитаемом городе. Десять тысяч лет назад, когда они появились на свет, до строительства, например, Великих египетских пирамид в Гизе оставалось еще долгих пять с половиной тысячелетий.

Протогород в Иерихоне, ставший одной из колыбелей человеческой цивилизации современного типа, продолжал достаточно успешно существовать с небольшими перерывами на протяжении многих веков. Это процветающее поселение, жители которого от натурального сельского хозяйства со временем перешли к добыче соли в бассейне Мертвого моря, было разрушено около 1550 года до нашей эры, что обычно связывают с упоминавшейся выше ветхозаветной легендой об Иисусе Навине, семи израильских священниках, ковчеге завета и иерихонских трубах. К тому времени поселение разрослось, место неолитических укреплений заняла новая двойная система стен. Так выглядел Иерихон середины бронзового века, павший жертвой переселения евреев из Египта.

Возникший на его руинах иудейский город был разрушен вавилонским царем Навуходоносором в начале VI века до нашей эры, но плодородный иорданский оазис был слишком лакомым местом, чтобы оказаться полностью заброшенным. Несмотря на многочисленные волны завоеваний, Иерихон вновь и вновь возрождался, пока уже во времена античности перед самым наступлением новой эры не стал резиденцией Ирода Великого.

Остатки дворца иудейского царя, предпочитавшего переезжать сюда на зиму из Иерусалима, — сейчас это вторая основная достопримечательность Иерихона после неолитического города в Тель-эс-Султане. При Ироде тут появился ипподром, при нем же построили и систему акведуков, частично уцелевшую до наших дней.

Здесь же находятся и развалины одной из древнейших известных храмов на планете (70—50 годы до нашей эры).

Важное место занимает Иерихон и в Новом Завете. На северо-западной окраине города находится небольшая (380 метров) гора Каранталь, гора Искушения или Сорокадневная гора. Именно здесь в одной из пещер, где, согласно евангелиям, 40 дней после крещения постился Иисус Христос, его трижды попытался искусить дьявол.

Сейчас в этом знаковом для всех христиан месте устроен греческий православный монастырь. Главным же объектом поклонения собственно в пещере, где и происходили описанные в евангелиях события, является камень, на котором будто бы сидел лично Иисус во время своего искушения.

Паломники, прибывающие к горе Искушения, могут покорить вершину пешком либо воспользоваться построенной относительно недавно (и почему-то японцами) канатной дорогой, с которой открываются панорамные виды на современный Иерихон и окрестности.

Туристы-христиане по-прежнему остаются одним из главных источников дохода в городе. Являясь сейчас частью Палестинской национальной администрации, он по объективным причинам их вниманием не избалован, находясь в некоторой тени того же Вифлеема. Тем не менее Иерихон популярен как «город выходного дня» и среди самих палестинцев — в немалой степени благодаря одному из знаковых инвестиционных проектов времен Ясира Арафата. В 1998 году здесь открылся крупный развлекательный комплекс из гостиницы и казино, вложено в который было около $150 млн.

В самом центре Иерихона с конца XIX века находится подворье Русской православной церкви. На его территории глаз и душу паломников радуют так называемая смоковница Закхея — дерево, на которое, по преданию, влез местный житель (и сборщик налогов по совместительству) Закхей перед встречей с Иисусом Христом и последовавшим за ней раскаянием.

Закхеева смоковница

С января 2012 года и русское подворье, и библейская смоковница (оказавшаяся на поверку другим фикусом — сикомором) расположены на улице имени Дмитрия Медведева. Такое имя было торжественно присвоено ей во время визита тогдашнего российского президента в город в знак крепнущей дружбы братских русского и палестинского народов.

Обладая уникальным комплексом археологических памятников и рядом христианских святынь, в остальном с точки зрения архитектуры Иерихон не слишком интересен. После турецкого завоевания XII—XIII веков город деградировал в небольшой поселок, в XIX—XX веках превратился в типичный ближневосточный город, на который сейчас накладывает своеобразный отпечаток палестинское окружение.

Тем не менее люди практически непрерывно живут здесь уже 10 тысяч лет. Древнейший город земли, город финиковых пальм, Иерихон является свидетелем всей истории человеческой цивилизации.

Послесловие

История этого города всегда служила, с одной стороны, утверждением веры христиан, а с другой – мишенью критиков, насмехавшихся над библейским повествованием. Последнее было вызвано тем, что случай с Иерихоном являл собой пример особо яркого Божьего вмешательства в ход истории. Споры вокруг этого города вспыхивали часто, а атаки ряда ученых были так велики, что даже некоторые верующие стали считать историю взятия Иерихона просто легендой, не имеющей под собой исторической основы. Но, как и во многих других случаях, археологические раскопки подтверждают верность Библии, заставляя со стыдом замолчать ученых-материалистов. Для истинно верующих эти находки стали радостью, ибо весь мир увидел факты, подтверждающие слова Священного Писания.

via

Вам может также понравиться...

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x