Когда и где находился Русский каганат

Русский каганат

Картинки по запросу русский каганат

В 60-е гг. XX в. украинский археолог Д.Т. Березовец, основываясь на научных доказательствах археологии, предложил отождествить аланское население Подонья с русами. В настоящее время эта гипотеза разрабатывается Е. С. Галкиной, которая отождествляет донской аланский вариант салтово-маяцкой культуры с центральной частью гипотетического Русского каганата, упоминаемого в византийских, западных и мусульманских источниках в IX в. Она считает, что имя Русь от ираноязычных русов-аланов (роксоланов) салтово-маяцкой культуры перешло к славянскому населению Среднего Поднепровья после разгрома Русского каганата венграми.

Русский кагана́т, предшествовавший Древнерусскому государству, существовал до 1-й пол. IX в.
В ряде источников IX в. правитель русов назывался каганом (хаканом). Самое раннее сообщение об этом относится к 839 г. (Бертинские анналы), когда, согласно русским летописям, ещё не существовало Новгородского и Киевского княжеств Рюриковичей. Каган — тюркский титул, который носили верховные правители кочевых империй. Вероятнее всего, русы могли заимствовать его у хазар. В источниках X века титул по отношению к правителям Руси не употребляется, что может свидетельствовать о том, что он вышел из употребления. Однако он появляется в ряде древнерусских текстов XI—XII вв. применительно к киевским князьям. Полагают, что в это время он использовался неофициально, как панегирик, так как не являлся христианским.

Общепринятого взгляда на историю Русского каганата не существует по причине недостатка источников. Время его возникновения и отождествление с каким-либо из «суперсоюзов» восточнославянских племён может быть определено только гипотетически. Исследователи согласны, что в своём первоначальном виде он мог существовать до 2-й пол. или кон. IX в., затем уступив место объединениям, описанным в русских летописях.

Упоминания о русском кагане:

Бертинские анналы, 839 год — хакан народа Рос.

В официальной франкской хронике содержится рассказ о византийском посольстве, прибывшем в Ингельгейм ко двору императора Людовика I Благочестивого 18 мая 839 г. Вместе с византийцами прибыли посланные императором Феофилом II люди, о которых хронист сообщает следующее:

«Он [Феофил] также послал с ними тех самых, кто себя, то есть свой народ называли Рос [Rhos], которых их король [rex], прозванием хакан [chacanus], отправил ранее ради того, чтобы они объявили о дружбе к нему, прося посредством упомянутого письма, поскольку они могли [это] получить благосклонностью императора, возможность вернуться [на родину], а также помощь через всю его власть. Он не захотел, чтобы они возвращались теми [путями] и попали бы в сильную опасность, потому что пути, по которым они шли к нему в Константинополь, они проделывали среди варваров очень жестоких и страшных народов.
Очень тщательно исследовав причину их прихода, император узнал, что они из народа свеонов [esse Sueonum], как считается, скорее разведчики, чем просители дружбы того царства и нашего, он приказал удерживать их у себя до тех пор, пока смог бы это истинно открыть…»

Хронист, по сути, пересказывает фрагмент дипломатической переписки двух императоров. Этноним Рос (Rhos) и обозначение правителя хакан (chacanus) представляют собой результат стандартной книжной повторной записи (транслитерации) средствами средневековой латыни греческих слов ‘Ρώς и χακανος из упомянутого в тексте хроники сопроводительного письма императора Феофила (imperatori dignis epistola), привезённого византийско-росской делегацией из Константинополя.

Письмо Людовика II, 871 год — хаган норманнов.

Картинки по запросу людовик II

Людовик II «Заика»

В ответном письме на послание византийского императора Василия I (не сохранившееся), Людовик II спорит о титулах иностранных правителей и заявляет, что франки (в отличие от византийцев) называли хаганом (chaganum) только государя авар, а не хазар или норманнов:
Хаганом же мы называем государя авар, а не хазар или норманнов, а болгар называется не государем, а королём или господином.
Оригинальный текст (лат.)
О чём говорилось в утраченном послании Василия I — неизвестно. Норманны («северные люди») в данном случае надёжно отождествляются с русами на основании ряда аналогий в других латинских источниках того времени («Венецианская хроника» Иоанна Диакона (рубеж X—XI вв.), а также у известного писателя и дипломата Лиутпранда Кремонского, побывавшего в Константинополе в качестве посла в 949 и 968 гг.

Арабо-персидские географы — хакан рус.

Произведения, восходящие к так называемой «Анонимной географической записке» IX века (не позднее 870-х гг.), в которой содержится древнейший пласт сведений о Восточной Европе. Источники: Ибн Русте, Гардизи, Ибн Кутайба, Худуд аль-алам и др. сообщают, что русы отличаются от славян и обитают на острове, а их правитель называется хаканом. Это единственное описание Русского каганата как политической и территориальной структуры.

«Что же касается ар-Русийи, то она находится на острове, окружённом озером. Остров, на котором они (русы) живут, протяжённостью в три дня пути, покрыт лесами и болотами, нездоров и сыр до того, что стоит только человеку ступить ногой на землю, как последняя трясётся из-за обилия в ней влаги. У них есть царь, называемый хакан русов. Они нападают на славян, подъезжают к ним на кораблях, высаживаются, забирают их в плен, везут в Хазаран и Булгар и там продают. Они не имеют пашен, а питаются лишь тем, что привозят из земли славян».

Митрополит Иларион в своих трактатах «Слово о законе и благодати» и «Исповедание веры» (1040-е гг.) называет каганом Владимира («великий каган нашей земли») и его сына Ярослава Мудрого («благоверному кагану Ярославу»).
Короткая надпись на стене собора Св. Софии Киевской: «Спаси, Господи, кагана нашего». Полагают, что речь идёт о сыне Ярослава Мудрого — Святославе Ярославиче, княжившем в Киеве в 1073—1076 гг.
Автор «Слова о полку Игореве» (кон. XII в.) называет каганом тмутороканского князя Олега Святославича.

Среди вариантов местоположения «Русского каганата» называются:

  • Среднее Поднепровье — (Б.А. Рыбаков; Л.Н. Гумилёв, А.П. Новосельцев, А.В. Назаренко, А.А. Горский);
  • Славянский север, где раньше всего фиксируется скандинавское присутствие (Ладога — Рюриково городище в Новгороде — Ростов — Старая Русса) (В.В. Бартольд, О. Прицак, К. Цукерман, Д. А. Мачинский, Дж. Шепард, А.А. Шахматов, С.Ф. Платонов);
    Приазовье (Г.В. Вернадский);
  • Район от среднего Днепра до верхней Оки, территория волынцевской археологической культуры (В.В. Седов);
  • Территория «лесостепного», аланского варианта салтово-маяцкой культуры бассейна Дона (Е. С. Галкина).

Нет единства в вопросе, что обозначал титул «каган». Обычно считается, что он отражал великодержавные претензии русов, во-первых, на равенство с хазарами, во-вторых, на соперничество с ними в контроле над славянскими племенами. Согласно менее распространённой точке зрения (П. Голден, О. Прицак, Г.В. Вернадский), он, наоборот, свидетельствует о вассальной зависимости русов от хазар, поскольку в политической системе Хазарии существовало несколько «младших» каганов.

В российской историографии 1990-х — 2000-х гг. получили известность авторские концепции Русского каганата В.В. Седова, который отождествил его территорию с волынцевской археологической культурой, Е.С. Галкиной — считает русов аланским племенем, носителем донского варианта Салтово-маяцкой культуры, и А.А. Горского, который присоединился к идее, ранее высказанной О. Прицаком, о том, что Русский каганат обязан своим возникновением родственнику хазарского кагана, бежавшего из Хазарии в ходе разразившейся там политической смуты.

via

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *