Цель оправдывает средства. Истинная причина крестовых походов.

 

Крестом и мечом

Картинки по запросу "крестовые походы""

Философ Поль Гольбах назвал главной целью крестовых походов очищение Европы от западных мерзавцев, которые, дабы заслужить прощение за преступления, совершенные на родине, отважно пускались в чужие края совершать новые. Но кто они, эти мерзавцы? Банды безземельных обнищавших дворян, грабящих богатые рыцарские поместья, купеческие подворья, караваны, монастыри, храмы и наносящие ущерб похлеще бубонной чумы.

Перед властьми предержащими встал вопрос: как положить конец разгулу головорезов и насильников? Римский папа Урбан II нашел блестящий выход. 26 ноября 1095 года в полях на окраине французского города Клермон он произнес пафосную речь, в которой были и такие слова: «Святой город Иерусалим четыре века назад захватили мусульмане. Нужно вернуть Храм Гроба Господня, возведенный на месте погребения Иисуса Христа. Пусть каждый, кто готов к подвигам, возложит на себя крест и отправляется в поход. Помните, воинам божьим простятся все грехи, прошлые и будущие». Таким образом, Папа разрешил безнаказанно грабить, жечь, убивать, лукаво обойдя очевидное -мусульмане тоже почитали Иисуса, считали его великим пророком, оберегая все, связанное с ним.

Цель оправдала средства. Нищие дворяне и простолюдины прославляли Папу, не устававшего твердить о неиссякаемых богатствах, накопленных в Святой Земле, без тени сомнения обещавшего: «Кто здесь несчастен, беден, там будет радостен, богат». И вот осенью 1096 года скверно вооруженная, полуголодная, ведомая бродячим монахом Петром Пустынником, первая волна крестоносцев выплеснулась на азиатское побережье, с ходу вступила схватку с закаленными в боях искусными воинами-сельджуками. Мусульмане буквально втоптали пришельцев в землю. Не стали хоронить погибших противников. Долгие годы их кости устилали ущелья неподалеку от столицы Византии — Константинополя.
Поражение первопроходцев отрезвило последователей. К попытке второго овладения Гробом Господним подготовились отлично. Закованных в доспехи рыцарей креста сопровождали слуги, обозы провианта, табуны сытых лошадей и мулов. Северофранцузское воинство вел сорокалетний герцог Нижней Лотарингии Готфрид Бульонский — святоша и смельчак. Южнофранцузскую армию возглавлял драчливый сребролюбец Боэмунд Торентский, помышлявший отнюдь не о славе возвратителя христианских святынь, а о вечном владении изобильными землями Востока, о полчищах рабов, которые бы обеспечивали сытое процветание его семейного клана. «Я заложил свои владения на родине, чтобы с лихвой восполнить потери в Иерусалиме или где-нибудь поблизости. Нажива -мой бог. И я буду грабить, проливать чью угодно кровь, даже если меня поглотит геенна огненная», -цинично признавался герцог. Подгоняемый маниакальной страстью к драгоценностям, жирным кускам чужой земли, этот знатный дворянин уничтожал всех мешающих ему, даже друзей, даже единоверцев, не говоря о последователях ислама, защищавших свое добро и жизни. Именно он в конце 1096 года привел трехсоттысячную армаду к вратам Константинополя.

Император Алексей Комнин, осыпав начальников отрядов дарами, взял с них слово, что они расширят его владения до горизонта, где прячется солнце. Крестоносцы приступили к осаде крепости Никея. Император, не веривший в их лояльность, честность и бескорыстие, обходным путем отправил туда же преданных ему греков. Подкупив сельджуков Никеи, греки беспрепятственно вошли в крепость. Рухнула мечта воинов креста о фантастических трофеях. Но и Никея стала единственным укреплением, доставшимся императору Византии.
От мусульман удача тоже отвернулась. В июле крестоносцы разбили сельджуков под Дилереей, в феврале захватили город Эдесса (ныне Урфа, Турция). Пришлось помучиться с Антиохией. Осада затянулась. На выручку сельджукам спешила огромная армия Кербуги -правителя крепости-поселения Мосул. Герцог Терентский, пленив мусульманина, офицера гарнизона, даровал ему ларец золотых слитков в обмен на то, что тот откроет центральные ворота. Выбора у служивого не было. Крестоносцы, без потерь проникнув в город, начали грабеж, резню, насиловали женщин. Попутно, изголодавшиеся, в три дня они зарезали и съели весь скот, изничтожили запасы муки. Подоспевшие войска Кербуги заключили город в кольцо. Под угрозой мора и пленения выход из положения опять нашел герцог. Он объявил, что является обладателем наконечника Священного копья, того самого, которым римский воин пронзил распятого Христа. То ли уверовав во всесилие чудотворного талисмана, то ли от безысходности, крестоносцы атаковали и победили. Закрома Антиохии были пусты. Решили идти на Иерусалим. Герцог Терентский остался править разграбленной Антиохией, сославшись на то. что Всевышний повелел ему до скончания дней жить в доме, где был найден наконечник Священного копья. Июль 1099 года. Крестоносцы у стен Иерусалима. Они раздосадованы. Крошечный отряд египтян отражает одну за другой их атаки. Лишь спустя месяц, когда генуэзские купцы привезли осадные орудия, главный город христианской цивилизации был взят с невиданной жестокостью. Один из отрядных начальников, граф де Коре, похвалялся: «Наши пилигримы тысячами истребляли сарацин на всем пути до храма Соломонова. В самом храме зарезали десять тысяч укрывшихся там солдат и горожан». Далее — еще страшнее. Крестоносцы, забрызганные кровью, врывались в дома, хватая золото, серебро, ковры, одежду, отрезы драгоценного шелка, мулов, коней, насилуя иноверок. Уйдя из растерзанного, загаженного города, приступили к осаде Триполи, выказывая жестокость и низость…

В середине XII века под владычество воинов креста перешло все побережье Средиземного моря — территории современных юго-востока Турции, запад Сирии, Ливана, Израиля. Рыцари-вассалы обложили данью сражавшихся вместе с ними крестьян, равно как арабов, сирийцев, греков. Руками черни возвели неприступные замки и зажили в свое удовольствие. Самая грязная, тяжелая работа поручалась рабам-мусульманам. Провинился раб — на кол его! Европа ликовала. Через порты Ливана в обмен на зерно туда текли пряности, слоновая кость, мускус, драгоценные металлы и каменья. Сказочно обогащался правящий феодал -Католическая церковь. Арабский путешественник Ибн-аль-Асир изумлялся: «Один Аллах может пересчитать богатства иерарха Иерусалима!»

Наш современник, публицист Жак Ксовье, справедливо считает, что история крестовых походов не имела ни малейшего отношения к подлинным христианским ценностям. Это была всего лишь череда кровопролитий, гнусностей, предательств, подогреваемых патологической жаждой наживы, типичной для всех без исключения завоевательных войн.

Источник: «Интересная газета. Загадки цивилизации» №9 2007 г.

Вам может также понравиться...

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x