Кто и когда основал Киев?

ОСНОВАНИЕ КИЕВА

На землях будущей южной Украины в III в. сложилось готское королевство во главе с конунгом Эрманарихом. Его власть простиралась далеко на север, вплоть до Прибалтики. С 239 по 269 гг. этот союз совершает ряд сокрушительных грабительских походов, что привело к гибели многих античных центров на побережье моря, скифского царства в Крыму, позднескифских нижнеднепровских городищ, прекращению чеканки монет в Ольвии и Тире.

Афанасьевская культура
2600 — 1400 гг. до н. э.
Алтай, Казахстан, Монголия, Синьцзян
Арии
↓↓↓
ТОХАРЫ

Тохарская языковая общность — XXV в. до н. э. — XIII в. н.э.

Часть «восточных иранцев» (прототохары) ушла ещё дальше на восток, в степи Южной Сибири – в древнекитайских хрониках это индоевропейское население было известно под именем «динлины». Часть «динлинов» смешалась с местным протомонгольским населением, и на границе двух рас (европеоидов и монголоидов) сформировалась новая алтайская или тюрская подраса — китайцам древнейшие тюрки были известны под именем «хунну».
Появилась статья группы французских генетиков [Keyser et al., 2009], которые на материале ДНК, извлеченной из костных остатков андроновцев, карасукцев, тагарцев и таштыкцев, изучили шестьгенов, ответственных за пигментацию глаз и волос.
Оказалось, что большинство исследованных древних жителей Южной Сибири (15 из 23, т.е. 65 %) имело светлые или смешанные оттенки глаз, а 8 из 12 (67 %) – светлые или русые волосы. Если добавить, что такие же волосы были у жителей долины р. Тарим эпохи бронзы – вероятных предков тохаров (их тела прекрасно сохранились благодаря естественной мумификации [Mallory, Mair, 2000]), а депигментация у современного населения Южной Сибири и Казахстана имеет явно дорусское происхождение, то вывод однозначен. Главный очаг европеоидных миграций вглубь Азии находился не на Ближнем Востоке, а в областях, лежащих севернее и затронутых процессом депигментации. Почти 80 лет назад этот вывод был сделан Г.Ф. Дебецом [1931] на основании сопоставления краниологических данных о тагарцах со сведениями китайских источников. Несомненно, продвижение скотоводов-индоевропейцев на восток происходило преимущественно вдоль степной полосы, причем этот процесс продолжался, по археологическим данным, на протяжении всего III тыс. до н.э. [Мерперт, 1982, с. 322–330; Семенов, 1993]. Но где был исходный пункт? В припонтийских степях? На территории зарубежной Европы?
Источник: http://www.archaeology.ru/Download/Kozintzev/2009.zip

Тохарцы, теснимые гуннами, вторглись в пределы Бактрии и Парфянского царства. Затем продолжили движение на запад, все также испытывая давление гуннов.
Согласно «Книге Велеса», «…Велияр — праотец нам, и он так говорил, чтобы мы пришли в Белые горы (Кавказ), куда Солнце заходит, и где почивает в ночи звёздной, ибо горы те даруют силы и покой, и земля сия плодородна, и текут здесь молоко и мёд. И есть здесь у Великой Алатырь-горы (Эльбрус) долина со злачными травами, где цветёт сад Ирийский, и течёт вода живая. И здесь тайное творится, и никто не умирает. И ходили сюда сыновья отца Ария, и видели, как сей край богат и прекрасен. И видели чудеса, как Солнце заходит в златые свои чертоги. Возвратившись же, рассказали о том. И тогда многие племена и роды пожелали следовать той тропою. И, придя сюда с роами своими, Велияр утвердил у нас власть вождей и князей, дабы они правили нами по решению вече. А старшим над русами поставил Ария Старого, от коего пошли роды Белояровы и Святояровы, которые с тех пор владели широкими долинами и высокими горами страны Аланской».

Тохарцы достигли пределов Северного Причерноморья и таким образом данавы (тохарцы) вернулись на свою историческую родину.
В Причерноморье тохарцы стали называться торками, основали колонию на полуострове Тамань и построили город Тмутаракань (Матраха). Тмутаракань или Таматарха или Матраха, город на Таманском полуострове, занимал благоприятное геополитическое положение в Боспорском царстве. Матраха или Ма-траха (Ма-тракса) можно перевести как земля торков.
Действительно торки/тороки/тетраксы/тервы существовали в данном регионе. Известен из летописи город торков – Торческ.
Торки отличались как отличные наездники и поклонялись божеству солнца – Хорсу.
Смешавшись с местными племенами, торки, вошли в конгломерат племен, известный историкам как анты. Анты заимствовали культ Велеса от кочевников торков. Доказательством тому являются каменные идолы, посвященные скотьему богу, установленные по всему Северному Причерноморью, которые по ошибке историков относят к половцам. Отличительной чертой внешнего вида каменных идолов являются следующие признаки: — опущенные усы у мужских фигур; — шапка фаллической формы; — сосуд в руках. Сосуд в руках – вероятно предназначен для языческого ритуала данайцев (тохарцев) питья сомы – священного напитка культа Велеса. Следует, отметить, что для кочевников — тюрков не характерно ношение усов.

Иранские шахи, правившие в Тохаристане:
Наир-сар, сын Шапура I, Тохаристана 260—274 гг.
Хвармизд, сын Шапура, шах Тохаристана 276—291 гг.
Бахрам III, сын Варахрана II, шах Тохаристана 291—293 гг.
Ормизд II, сын Нарсеха, шах Тохаристана 293—302 гг.
Шапур II, сын Хвармизда II, шах Тохаристана 302—309 гг.

«Ягорий возводит на трон Арийстана Арменского царя Триедара.

Война против Морияра и Вольги. Гибель Вольги и землетрясение 297 г.
И было в ту пору так, что князь Ягорий (римляне) возвёл на трон Арийстана в Армении Великой царя Триедара, сына и наследника Корс-яра. И при венчании на царство вручил ему Ягорий меч — крест Корс-яра и кольчугу Сварожью, что сохранила Корсуня в пещерах Арарат-горы.
И тогда римские когорты во главе с Ягорием и рати нахаров, присягнувших Триедару, разбили войска Наир-сара (парсы). И в той битве под Низбаном Ягорий один святым копьём своим рубил с плеча, а затем, потеряв коня, один и пеший разогнал внушающим ужас оружием Моры стадо снаряжённых к бою слонов.
И так гнали они рати Наир-сара до Тузбан-града, и вернулись в Низбан, ожидая воинов в легион от императора ромеев или знаков покорности от поверженного царя парсов. А потом, заключив договор о мире на сорок лет с Наир-саром, двинули Триедал с Ягорием рати на полночь, дабы смирить земли Иверии и Альвании, которые отпали от Арийстана и, против договора, не подчинились ромеям, ибо властвовал там свергнутый с арийского трона Морияр. И тогда сей Морияр бросил клич о помощи ко владыкам севера, но в то время остался с предателем и отступником один отец супруги его Навны — Вольга-царь с конницей булгар туранских.

И даже берендеи не пошли за Вольгою, а с племянником Асеня Старого князем Греднем отошли за Аланские врата к князю Дажень-яру.
И не привёл на зов аланские рати сам Дажень-яр, разорвавший договор о братстве. А послал туда владыка алан вестников к Ягорию, но не как к наместнику ромеев, а как к Ярию, сыну Яранака,- племяннику своему, для заключения союза против отступника Морияра. И был среди вестников брат его родной Сурияр-оба они сыновья Яранака-царя (отец Ягория).
И призвал Дажень-яр к союзу против Морияра также зятя своего, вождя готов Атала-реха с супругою его Аскиньей. Ведь та Аскинья — дочь Дажень-яра от первой его жены Корсуни Златгорки. И была она отдана замуж за море синее в страну готов. И было за несколько лет до того, что вождь готов Атал в войне ромеев в земле голядей и кимеров в горах Ясурских был пленён свояком своим, братом жены, Триедаром, но потом был отпущен, ибо присягнул ему и признал над собою власть ромеев. И сейчас сей Атал-рех ждал согласия на союз от царя Арийстана и императора Ромеи.

И так не подошли ещё готы, и не успели получить ответ на послание Дажень-яра и Атала-реха. А уже вышли на битву римские когорты, ведомые Ягорием, а также и рати нахаров, ведомые Триедаром, против конницы гуннов и булгар». Ярилина книга.

Кавказские и донские славянорусы, а также берендеи и торки (тохары) пережили падение Русколани в IV в. Затем под ударами готов, гуннов и слившихся с ними половцев часть ушла с Северного Кавказа в Русь Приднепровскую и на Дунай (Волынь). Здесь они основали город Переяславль (берендеи), Туров (торки), Владимир Волынский (волыняне) и другие.
Братья Кий, Щек и Хорив

После гибели Буса Белояра Русколань была сокрушена нашествием гуннов. Священный край, Белогорье, подвергся опустошению. Святой Сар-град был разрушен, древнейшие храмы Пятигорья обратились в прах.

Гунны, явившиеся с Урала, принимались русами за дивьих людей, запечатанных в давние годы Сварогом в Уральских горах, которые явились, когда настал Конец Старого Коло Сварога. Древнейшие тексты «Книги Велеса» (Троян Ш 3, 2) наполнены ожиданием этого времени: «И мы ждём Время Это, когда завращаются Сварожьи Колеса. Это Время по песне Матери Сва наступит».
И вот сие время наступило. И многими оно было принято за Конец Света. Но тогда князь русов, сам Кий, сказал: «Мы должны идти в воинство ясуней, дабы охранять от вражьих набегов страну. А Последние Времена будут позже»

Из Приэльбрусья тогда двинулись к Днепру роды белогоров, белояров и новояров (те, что уцелели после войн с готами и гуннами). Князь Кий, согласно «Книге Велеса», вёл русичей к Днепру от Cap-града или Белой Вежи (потом сей город либо его наследник на Дону, был назван Саркелом). Князь Кий был преемником Буса Белояра.
Так в Приднепровье и по берегам Роси родилась Скуфь Киевская. Кий на месте древнего поселения построил град Киев-на-Днепре, основание которого Новгородская летопись из собрания Е.В. Барсова (копия XVII в.) относит к 430 г., что вполне совпадает с датировкой «Книги Велеса», в коей говорится о заложении Киева-на-Днепре во времена Аттилы.

В первые два десятилетия V в. гунны продвигались по степям Северного Причерноморья. Судя по всему, они не смогли преодолеть «Змиевы валы» и оставили в покое Русь Голуньскую. По «Книге Велеса», Голунь берут не гунны, а сам князь Кий, «уйдя из Донских земель».
Вначале князь Кий пошёл с Дона на гуннов-болгар (Бус IV, 5). Об этом же походе рассказывает Никоновская летопись. Согласно «Книге Велеса», после похода на болгар Кий зашёл в Воронежец, где присоединил к своему войску воинов-полян. Потом он обрёл Голунь и взял будущий Киев.

Картинки по запросу Кий, Щек и Хорив в Радзивиловской летописи

Кий, Щек и Хорив в Радзивиловской летописи

«Братья Кий, Щёк и Хорив, с сестрою Лыбедью, жили между полянами на трёх горах, из коих две слывут по имени двух меньших братьев, Щековицею и Хоривицею; а старший жил там, где ныне (ХI в.) Зборичев взвоз. Они были мужи знающие и разумные… построили город и назвали оный именем старшего брата Киевым».

История основания Киева в Начальной летописи следующая: «Жили каждый с родом своим, на своих местах и сторонах, владея каждый родом своим. И были три брата: одному имя Кий (Кый), второму же имя Щек, третьему же имя Хорив, а сестра их Лыбедь. И сел Кий на горе, где ныне увоз Боричев, и был с родом своим. А брат его Щек на другой горе, от него же прозвалась Щековица. А третий Хорив, от него же прозвалась Хоривица. И сотворили градок во имя брата своего старшего и нарекли имя Киев (Кыев). И был около них лес и бор великий, и ловили зверя. И были мужи мудрые и смышленые, нареклись поляне, и до сего дня по ним же кияне – поляне; были же поганые, жертвуя озерам и источникам, и рощам, как прочие поганые».

Археологические исследования, проведенные на Замковой горе, убедительно подтвердили реальность описываемых в летописи событий. Кроме того, найденные здесь монеты византийских императоров Анастасия І (491 – 518) и Юстиниана І (527 – 565) датируемые кон. V – нач. V І вв. свидетельствуют о возникновении Киева именно в этот период или чуть ранее. Вероятно здесь размещалась резиденция Кия до того, как было построено на Старокиевской горе укрепленное городище — предтеча города Киева.
Как центр своего рода братья основывают поблизости от двора Кия, на Старокиевской горе, куда в X в. вел с реки Боричев увоз, небольшой «градок». Он и получил название Киев. Используя природные условия (с трех сторон Старокиевская гора имеет крутые, неприступные склоны), поляне соорудили с северной стороны высокий земляной вал с частоколом и выкопали глубокий ров. Посередине городища находилось языческое капище, исследованное в 1908 г. Викентием Хвойко.

Разрозненные дотоле роды объединились вокруг него и получили от них общее имя «поляне», но также и «кияне» – киевляне, «люди Кия». Вновь упоминается и княжеская охота в «лесу и бору великом» около града, важная составная часть древнеславянского гощенья.

Академик Б.А. Рыбаков пишет: «Ярко выраженная притяжательная форма названия города Киева («город Кия», «Киев город») заставляет допустить существование человека по имени Кий, владевшего этим городом или построившим его». Рассказ об основании Киева повторяется почти без изменений в двух летописях — Киевской, известной под названием «Повесть временных лет», и Новгородской. Разница лишь в датировке.
Киевский летописец Нестор относит время основания города к VII в., а новгородский — к IX в.
Киев и Новгород издавна соперничали между собой. Поэтому новгородский летописец указывает более позднюю дату, не желая признавать, что Киев древнее Новгорода. Кроме того, он не признает Кия князем, а называет его лодочником, державшим перевоз через Днепр.

Нестор вступает в полемику с новгородским летописцем и в свою летопись включает дополнительное разъяснение: «Иные же, не ведущие, говорят, что Кий перевозчиком был. У Киева ведь был перевоз тогда с той стороны Днепра. Оттого говорили: «на перевоз на Киев». Но ведь если бы Кий перевозчик был, то не ходил бы ко Царюгороду. Но сей Кий княжил в роде своем, и приходил он к царю неведомому, но о том только ведаем, как сказывают, что великую честь приял от царя, которого не ведаем и при котором приходил царе. Когда же шел он назад, пришел к Дунаю, и возлюбил место, и срубил городок малый, и хотел сесть с родом своим, и не дали ему там близ живущие. Оттого и доныне называют дунайцы городище Киевец». По словам Нестора, на Дунае был городок Киевец, постройку которого также приписывали Кию во время его похода в Константинополь, где он был принят с почётом.

В этом разъяснении Нестор сообщает новые, очень важные сведения: Царь-градом тогда на Руси называли столицу Византии Константинополь, а царем — византийского императора, значит, Кий посетил Византию и был с почётом принят императором. Б.А. Рыбаков, сопоставив эти сведения с другими летописными данными, выдвинул убедительную гипотезу о времени, к которому относится деятельность Кия. Рыбаков пишет: «Это сказание (…) очень хорошо укладывается в историческую действительность VI века». Имя Кий, возможно, означает «кузнец». Исследователи славянской мифологии В.В. Иванов и В.Н. Топоров отождествляют Кия с героем древнего предания о создании Змиевых валов — земляных укреплений, протянувшихся вдоль Днепра на сотни километров. Их происхождение и время возведения не установлены. Змиевы и Трояновы валы расположены по границе Черняховской культуры. В эпоху Киевской Руси они служили оборонной линией против печенегов.

Предание гласит, что в стародавние времена прилетел из-за моря крылатый змей — и стал пожирать людей. Гибли люди, «как трава под ногами скота, как просо на солнце». Кузнец — «Божий коваль» — победил змея, запряг его в плуг — и пропахал борозду до самого моря. Борозда, заполнившаяся водой, стала Днепром, а вывороченная земля — Змиевыми валами, существующими и поныне.

Это – вариант общеславянского мифа о божественном кузнеце Свароге, победителе Змея Трояна, родоначальнике власти славянских князей. Итак, полянский Кий – очередная ипостась этого божества-первопредка. Причем сохранившая одно из его первоначальных мифологических имён.

Полянский и северский миф о Ковале совпадает в основном с волынским, привязанным к имени тамошнего легендарного князя Радара. Согласно преданиям Поднепровья, Коваль – победитель чудовищного Змея. Змей нападал на земли, в которых поселился Коваль, разорял их, пожирал людей. Коваль выстроил себе огромную каменную кузницу за тремя железными дверями и в ней выковал первый, исполинский плуг с железным лемехом. Когда Змей снова прилетел за добычей, кузнец увлек его в погоню за собой, заманил к кузне и посулил – если тот языком пролижет насквозь все железные двери, позволить съесть себя. Змей поддался на уловку и, пролизав насквозь три заслона, проник в кузню языком. Коваль этого и ждал. Он схватил змеиный язык клещами и бил Змея по голове многопудовым молотом, пока сбежавшиеся люди впрягали схваченное чудовище в соху. Наконец, Змей был обуздан и сдался. Коваль велел ему пропахать межу до моря – между землями славянского народа и вражеским, «змеиным» краем. Змей вынужден был покориться, а Коваль сам пошел за плугом. Так славянская земля оказалась отделена от вражеской глубокой рекой, а по ее берегам воздвиглись высокие валы, след богатырской пахоты Божьего Коваля. Это Змиевы валы по берегам Днепра, на границе со степью. У устья Днепра Змей лопнул, напившись морской воды. В древности Змиевы валы звались Трояновыми. Значит, Змей, враг Сварога, – трехголовый бог преисподней Троян, известный восточным и южным славянам.

Мифологические предания о Ковале бытовали еще в XIX в., в том числе и в самих окрестностях Киева. Должны были рассказывать о битве Кия со Змеем-Трояном и в Средние века. Тем не менее в летописях этот чисто мифологический «пласт» предания о Кие отражения не нашел. Неудивительно – в пору ожесточенной борьбы с пережитками язычества он казался неуместным. Да летописцы, в отличие от «двоеверов», и не верили ни в Сварога, ни в Трояна, ни в других древних богов. Кий для них имел смысл лишь как исторический основатель Киева, а не как мифический герой. Тем более что тогда вряд ли забылось изначальное тождество основоположника княжеской власти, кузнеца — «создателя молний» Кия-Сварога с верховным богом Перуном. А Трояна – с его противником, богом-змеем Велесом. Ни тому, ни другому места в реальной истории после крещения Руси не осталось. Христианский летописец переосмысливал доставшуюся традицию с точки зрения разумной достоверности. Приводило это к двойственному результату. С одной стороны, из языческого предания вычленялась «историческая» основа. С другой – это производилось просто за счет отсева «мифологического». Путь к рациональному научному знанию прокладывался за века до постижения его метода.

По мотивам «недостоверности» с научной христианской точки зрения осталось за пределами летописного текста предание о Лыбеди. Происхождение названия реки «Лыбедь» неясно. Была выдвинута и обоснована убедительная версия. Название реки происходит от личного женского имени «Улыба». Лыбедь — одно из имён богини Живы.

Лыбедь — богиня Жива.

Официальная украинская дата основания Киева — 482 год.

430- 460 гг. правление Кия.
При всей своей «мудрости» братья оставались язычниками. Летописец подчеркивает это в поучение современникам, которые, разделяя суеверия предков, нередко уступали им в доблести. Нестор сразу же поправляет своего предшественника: «Поляне жили особо по горам сим, ведь и до сих братьев были поляне…» Выходит братья не были полянами, а лишь ассимилировали старое население. Название «поляне» появилось ещё до Кия. Лишь название «кияне» появилось со времен Кия, как подчеркивает летописец.

Полянский племенной союз сложился на основе двух племенных групп – пришлой с запада, словен-дулебов, и местной, антов. Наследие тех и других сохранялось еще в раннее средневековье Руси. Основание же укрепленного «града» Киева связано с вторжением «волынцевских» племен Левобережья0000==. В результате племенных групп стало три – дулебы, анты, включая пришлую северу, и пришедшие вместе с ней кочевники. Присутствие «салтовцев» (см. Русский каганат.) в Киеве VIII в. сомнений не вызывает. Власть в таком племенном объединении могла быть триальной. Каждому из соправительствующих «родов» соответствовал особый племенной компонент союза. Являлись ли исторические прообразы Кия, Щека и Хорива «братьями» в буквальном смысле, изначально? В любом случае они стали таковыми, основав общий град и создав единый полянский племенной союз. Позднее, как свидетельствуют летописи, этим союзом совместно правили их «роды». Тройственное соправительство сохранялось до IX в. включительно. Оно и составляло суть заключенного при вторжении северы договора. Кий в этом раскладе – вождь вторжения ант. Именно в этом смысле он оказывается «перевозчиком» «с той стороны Днепра». «Киев перевоз» – не унижение достоинства полянского князя, как полагал летописец XII в., а память о переправе его и его людей.

Именно от антов распространялся миф о Кие-Свароге и связанные с ним представления о княжеской власти. Волынцевская аристократия, в жилах которой текла и антская кровь, восстановила их в новом «княжении» на Левобережье. Её предводители, подобно хорватским князьям в Чехии и Польше, приняли в качестве титула одно из имен бога-родоначальника. Верховные князья Киева считались земными проявлениями или потомками божества.

Первоначально волынцевские племена вынужденно признавали зависимость от воздвигшегося в Степи Хазарского каганата. Хазары селились в Левобережье, да и алано-болгарские «салтовцы» подчинились кагану. Без союза с каганатом невозможно было бы расселение волынцевских племен на восток, к Северскому Донцу и Дону. А осевшие на Дону волынцевцы, являлись союзниками и данниками каганата. Однако по мере усиления славянского начала зависимость от чуждой Степи становилась все более тягостной. Тем более, что Хазарию уже в VIII в. потрясло несколько кризисов. Арабы добивались от беспокоивших их набегами хазар принятия ислама – и однажды даже смогли его навязать. Но сами хазарские каганы и особенно их военные соправители-беки склонялись к иудаизму. Столь неожиданный, на первый взгляд, выбор позволял утвердить свою независимость и от Халифата, и от Византии. Принятие иудаизма, свершившееся в два приема на протяжении VIII в., способствовало расцвету городской жизни и торговли в центрах каганата. Но оно же привело к безнадежному отрыву правящей верхушки от разноплеменной кочевой массы.

Что касается братьев Кия, то они соотносятся с дулебской и кочевой составляющими союза.
На Щекавице с VIII в. существовал двор или поселение – как и на других Киевских горах, Киселевке и Детинке. Из них Киселевка (Замковая), на коей прежде размещался антский град, стоит ближе к Старокиевской и могла бы быть Хоривицей.
Вопрос о происхождении названия «Хоривица» неоднозначен. Оно явно неславянское. В нём трудно не увидеть отражение имени ветхозаветной горы Хорив. Тогда это след присутствия в Киеве хазар.

Около 730 г. часть хазарской знати приняла иудаизм, положив начало обращению соплеменников. При этом ранее хазары склонялись к христианству – так что были знакомы с библейской образностью и до иудейских наставников.
Итак, название происходит прямо от библейской горы, а «Хорив» – производное от него, славянское прозвище севшего на горе хазарского предводителя. Пришедший с Кием «брат» Хорив возглавлял кочевников. Ославянившийся «род Хорива» правил в Киеве вместе с двумя другими «родами». Его чужеродное происхождение – как и корень названия – забылись. Ни о каком постоянном присутствии хазар-иудеев в Киеве говорить в тот век не приходится.

Менее вероятно видеть в Хоривице Лысую гору, Юрковицу, на которой размещалось древнейшее киевское капище («Лысая» гора – значит «священная»). Разве что славяне-язычники устроили капище на Хоривице намеренно, из очистительных соображений. Любопытно, что и Лысая, тем не менее, оказывается связана с хазарским «иудейским» началом в Древнем Киеве. В Х в. на ней размещалась приречная крепость Самватас, чье название происходит от легендарной реки Самбатион. За этой рекой на краю света будто бы обитали «потерянные» десять колен Израиля.

Таковыми жившие к востоку от Днепра новообращенные хазары мнили самих себя. Название «Самватас», однако, как и сам град на Лысой горе, контролировавший пристань-зимовку на речке Почайне, появляется много позднее Киева.

Стремление хазар к «Самбатиону» имело как религиозные, так и осязаемые экономические причины. С одной стороны, вдохновляемые обращавшими их дагестанскими иудеями кочевники стремились навстречу своей потерянной «родне» – западноевропейским и балканским евреям. С другой стороны, уже в IX в. через Поднепровье прошел торговый путь, связавший поволжское и кавказское еврейство с западными сородичами. Он сыграл немалую роль в экономическом развитии Хазарии и соседних земель. Поиски в этом направлении могли вестись уже с VIII столетия. Как раз в середине VIII в. наладились связи полянской земли с аварским Средним Подунавьем или славянской Моравией.

Что касается Лысой Горы, то ассоциации с киевским Капищем, на месте которого был воздвигнут в Х в. Самватас, оказываются гораздо убедительнее поисков здесь Хоривицы. На священной для язычников, «Лысой» горе в позднем средневековье помещали – наверное, не без оснований, – место шабаша ведьм. Не являлось ли не оставившее заметных следов, погибшее к началу Х в. Капище местом поклонения Матери-Земле? Тогда святилище ведьм на Лысой горе вступает в своеобразную перекличку с двором Лыбеди на Девич-горе. Лыбедь-Улыба упорно отказывалась от замужества. Так и должна себя вести ведьма, жрица женского божества. Не есть ли это еще один след сопротивления ведьм наступающему на них патриархальному порядку?

После Кия и Хорива Щеку «остаются» только поляне-дулебы. Имя его с наибольшей вероятностью происходит от примыкающей к Старокиевской горы – Щекавицы. Название этой горы славянское и вполне прозрачное. Но появилось оно именно тогда, когда возник главный град на Старокиевской. На Щекавице стоял двор вождя местных дулебов, заключившего союз с пришельцами. Если же мы хотим видеть «братьев» пришедшими вместе «из диких полей» «той стороны», то возможен иной вариант. Один из вожаков вторжения, славянин, вступил в свойство с местной знатью и взялся представлять ее интересы перед своими соплеменниками. Так или иначе, Щек соотносится с дулебским началом в союзе. Имя его, кстати, тоже может оказаться вполне реальным прозвищем исторического лица. Как Щекавица располагалась обок древнейшего Киева, так и ее правитель стоял обок верховного князя Полей, Кия.

ПОЛЯНЕ

На месте Киева жило славянское племя — поляне.
Начальный летописец рисует картину объединения ранее разрозненных «родов» вокруг построенного племенного центра в единую общность – полянский союз. Из его слов следует, что киевлян именовали «полянами» ещё во второй половине XI в. Происхождение самого имени «поляне» он связывает с Кием и «братьями». Позднее это опровергает Нестор, подтверждая, впрочем, сам факт объединения. Действительно, название «поляне» должно быть старше Киева.

Судя по летописным известиям и новейшим археологическим исследованиям, территория земли полян (поли) перед христианской эпохой ограничивалась течением Днепра, Роси и Ирпеня, на западе она прилегала к диверской земле, на северо-западе — к южным поселениям дреговичей, на юго-западе — к тиверцам, на юге — к уличам. Называя поселившихся здесь славян полянами, летописец прибавляет: «занеже в поле седяху».
Поляне, по словам летописца Нестора, резко отличались от соседних славянских племён и по нравственным свойствам, и по формам общественного быта: «Поляне бо своих отец обычаи имяху тих и кроток, и стыденье к снохам своим и к сестрам и к матерем своим… брачные обычаи имеяху», тогда как древляне, радимичи и вятичи жили в лесах, «подобно зверям», и браков у них не было. Это описание явно преукрашено Нестором, как монахом Киево-Печёрской лавры.

История застает полян уже на довольно поздней ступени политического развития: общественный строй слагается из двух элементов — общинного и княжеско-дружинного, причём первый в сильной степени подавлен последним. При обычных и древнейших занятиях славян — охоте, рыболовстве и бортничестве — у полян более чем у других славян были распространены скотоводство, земледелие, «древоделие» и торговля. О её обширности и контактах с другими народами существуют различные теории. Академик Пётр Толочко по монетным кладам делает вывод, что торговля с Востоком началась ещё в VIII в. — прекратилась же во время усобиц удельных князей. Однако историк Э. Мюле возражает, что эти монеты попали в землю не ранее Х в. — то бишь уже после установления в Киеве варяжской власти в качестве дополнительного доказательства указывает на нумизматические исследования В. Л. Янина. Сначала, около половины VIII в. они платили дань хазарам.

Славяне и их соседи в VII-VIII вв.

После Кия (430-460 гг.) правил его сын Лебедян, коего также звали Славером. Он, как говорит «Книга Велеса» (Бус IV, 5), «сидел у града Киева близ горы, и был разумен, и правил от храма». Он властвовал двадцать лет (460-480 гг.). Он же был воеводой торчин (или торков, тиверцев-тавров, они же потом туровцы, тверяки).

Затем Киевский престол перешёл к князю Верену, приглашённому из Великограда: то есть из Велеграда, будущей столицы Моравии, либо из ободритского Великограда-Мекленбурга (маловероятно). По «Книге Велеса», земли рода Щека (а значит и град чехов Велеград) в те годы входили в Русь Киевскую, ибо чехи только-только переселились из Киева и заняли те земли. Верен правил Киевской Русью также двадцать лет (480-500 гг.).
После Верена десять лет правил князь Сережень (500-510 гг.), но о нём более ничего не известно.

Последним из Киевичей был князь Святояр (предпол. 510-543 гг.). Его избрали князем на вече объединившиеся Борусия и Русколань (очевидно, в 510 г.).

В кон. V в. при императоре Византии Аспаре, имевшем гото-аланское происхождение, сложился союз Византии и Антии. Аспар окружил себя антами (его полководцем был ант Анагаст). В это же время Византия расселяла антов в нижнем Дунае. Но потом, при императорах Зеноне и Анастасии, отношение Византии к антам стало меняться. Фракийцы и анты восставали против власти империи. Эти восстания (по сути бывшие гражданской войной за власть внутри империи) возглавлял Виталиан. Есть основания считать его внуком императора Аспара, и даже славянином.

Виталиан во главе солдат, среди коих были готы, гунны и скифы (то есть славяне-анты) трижды осаждал Константинополь. Дважды он получал требуемое (наместничество во Фракии и выкуп), а на третий раз, в 516 г., его разбил полководец Юстин. В 517 г. многочисленные племена славян (коих византийцы именовали «гетами», но в гето-фракийских землях уже давно обосновались анты-славяне) вторглись в Иллирию и Македонию. Тогда Юстин стал императором (517-527 гг.) и изгнал славян и фракийцев за Дунай. Особенно усилился натиск славян при императоре Юстиниане. После восхождения императора на трон, в 527 г., он начал войну на всех границах своей империи, стремясь воскресить мощь и величие Древнего Рима. Но его воинственности был положен предел на севере.

При Юстиниане (и при княжении Святояра) славяне много раз разрушали оборонительные сооружения на Дунае и вторгались во Фракию, Македонию и Северную Грецию, истребляя и изгоняя византийцев. А потом они расселились на опустевших землях. Так рождалась южная ветвь славянских народов: сербы, словенцы, хорваты, болгары.
Историк Прокопий писал в своей «Секретной Истории» о вторжениях 20-х и 30-х гг.: «Иллирия и Фракия полностью, охватывая всю территорию от Ионийского залива до окраин Византии, включая Грецию и фракийский Херсонес, захлестывались практически каждый год гуннами, склавенами и антами со времени воцарения Юстиниана в Римской империи, и они творили ужасный хаос среди жителей региона. Во время каждого вторжения более двухсот тысяч римлян, как мне кажется, уничтожалось и обращалось в рабство…»

Императору Юстиниану ничего не оставалось, как признавать антов своими подданными (поступая таким образом, он надеялся разделить и перессорить славяно-антские племена). С тех пор анты сами стали охранять границы империи от новых набегов как своих соплеменников, так и болгар, утигуров и кутигуров. Но они защищали границы империи неохотно, вторжения продолжались.

Византия в свою очередь стала усиливать живших в горах Тавриды остроготов, которые питали давнюю вражду к славянам. Поскольку интересы готов и Византии совпали, готы признали над собой господство императора и дали обязательство поставлять по его требованию три тысячи воинов в войска империи (Прокопий. «О постройках», III, 7-14).
Также среди готов Тавриды во время правления Юстиниана империя усиленно распространяла христианство византийского обряда (в противоположность бытовавшему у готов арианству). Этому весьма препятствовало отсутствие у готов городов, ибо они предпочитали сельскую жизнь. Юстиниан посылал в Готию инженеров и архитекторов для строительства крепостей на северных склонах Крымских гор, а также для возведения стен и церквей в рождающемся готском городе Доре (Дорасе).

Также укреплял Юстиниан и таманских готов (к ним в 547 году был послан епископ).
О главных событиях тех лет, о гото-славянской войне, скудные византийские источники, дошедшие до нас из той эпохи, не сообщают ровным счетом ничего. Тем более бесценны сведения, которые донесли до нас дощечки новгородских волхвов.

По «Книге Велеса» (Лют I, 4:2 и 2:1), вначале «готы усилились» под Воронежцем. В Воронежце тогда находился небольшой отряд боярина Гордыни, который принял неравный бой. Это была славная битва: «И от этого Воронежца слава течёт по Руси, и её Сварог имеет!» В «Книге Велеса» названа дата сей битвы: «сто тринадцать лет от Карпатского исхода». То есть речь идёт о 543 г. н.э.

Тогда воины Гордыни разбили готов, и их подвиг сравнили с подвигом Сегени и Болорева, разбивших сына Германареха и отрока Гулареха под стенами Воронежца семьдесят лет назад. Однако после битвы от города осталось пепелище. Горстка русских воинов, так и непобежденных, покинула его. Перед уходом воины дали клятву не забывать родину и освободить «блаженную русскую землю».

В тот же год готы во главе с конунгом Теодорихом III (Теудис) нанесли удар по Голуни и Киеву. «И многие русы кости свои сложили у Голуни» (Лют I, 4). А потом в Киеве готы повесили Святояра (Лют I, 1:1). Так закончилась династия Киевичей. Последний князь этой династии Святояр правил Русью с 510 по 543 год (если он начал править сразу после Верена).
Тогда из Киева ушла «небольшая часть людей», которые собрались в «лесах ильмерских». И потом с севера стала создаваться Великая Русь, ибо «не было у нас иной возможности». К ним потом добавились словене, бежавшие от аваров, русы, бежавшие от хазар, венеды, бежавшие от германцев. Новгородские летописи добавляют, что в Новгороде в те же годы стал править род Владимира Древнего (Из русского эпоса, проигравший войну в V в. Аттиле. Он княжил — за девять колен до Буривоя.).

Киевляне бежали не просто в лес, а к поселениям новгородцев-словен («охотников и рыболовов»), которые жили здесь с незапамятных времен.
Дальнейшее описание событий в «Книге Велеса» позволяет заключить, что часть русколан тогда же бежала на Дон и Кубань, под защиту донских русов и асов (в дощечках описаны войны с готами и хазарами на Дону).

В «Книге Велеса» упомянут Белояр Криворог, современник Скотеня и Белояра Гордыни (Новгородский князь упоминается в 543 г.).
О русах и асах Подонья сообщают многие древние источники. Так, в сирийской хронике Захария Милетского, написанной в 555 г., среди народов, живущих около Азовского моря, упомянут: «Соседний с ними (амазонками) народ «хрос» (hros), мужчины с огромными конечностями, у которых нет оружия и которых не могут носить кони из-за их конечностей». Речь идёт, очевидно, о большом росте русов, предков донских казаков.
Известно также, что в сер. V в. на Тамани и у устья Дона жили кроме готов, утигуров и касогов (черкесов) также и алано-русы («рухс-асы», то есть «светлые асы», они же анты). Местом их расселения называют таманский город или остров Рус (анонимный географ VII века из Раввены указывает, что в устье Кубани находился город Мал-и-Рос (Rav. An. IV, 3). Правил таманскими асами князь Саросий (согласно Менандру Протиктору). Имя князя может быть просто титулом «царь асов», «sar-i-os» (ср. с Сарусом-Бусом). Саросий поддерживал дипломатические связи с византийским двором.

В те же годы среди русов, алан и готов Тамани продолжало укрепляться христианство. Первые христианские общины здесь были основаны ещё апостолом Андреем. Известно, что в IV-ом в. сии земли входили в Боспорскую епархию (епископ Боспора Кадм участвовал в Никейском соборе). Скифские епископы были и на последующих соборах. А при Юстиниане в 547 г. была утверждена отдельная епископская кафедра в земле таманских готов и чигов (то есть чаркасов), а значит и таманских русов.

И надо сказать, что не все русы и асы и соседние племена приветствовали распространение византийского влияния. В 550 г. здесь разгорелось восстание против власти готов и императора Юстиниана. Восстали прежде всего «абасги», то есть абхазы (по сообщению Прокопия Кесарийского, VI в.), а также «асы», «хаскуны» (по сообщению Джуаншена Джуаншериани, XI в.). Подавил восстание сам император Юстиниан, опустошивший страну асов и русов. Прокопий Кесарийский писал: «Римляне взяли в плен жен начальников со всем их потомством, стены укрепления они разрушили до основания и всю страну опустошили жестоко».

После погрома 550 г. на земле асов и чигов была установлена дружественная Византии власть. Видимо, тогда и стал царем аланов и русов царь Саросий. И тем не менее на Кавказский поход Юстиниана был дан ответ уже в следующем 551 г. Пройдя без препятствий антские земли, во Фракию тогда ворвались кутигуры, пришедшие из Тамани и Причерноморских степей.

Нашествие было отражено. Византийцы усилили своё давление на народы Северного Кавказа. На Константинопольском соборе в 553 г. присутствовал «епископ народа чигов» Домециан. Однако война на славяно-антских границах не прекращалась.
В 558 г. булгары и славяне, во главе с ханом Заберганом, в очередной раз разграбили Фракию и Македонию. Потом славяне из армии Забергана атаковали Константинополь с моря, а булгары с суши. Отступить, приняв предварительно богатую дань, Забергана принудило известие о том, что в Донских степях появилась новая орда, которая грозила ударить на булгар с тыла.

Это были авары хана Байана (Баяна), явившиеся из-за Каспия и Волги, из тюркской и монгольской пустыни. В 540-х гг. тюрки Алтая изгнали их (а частью истребили). Остатки разгромленных орд тогда побежали на запад и к 558 г. достигли Северного Кавказа.
Аланский царь Саросий, ставленник Византии, сообщил императору Юстиниану о появлении аваров, а затем он также приказал охранять послов Византии, шедших к аварам. Византия решила использовать аварскую орду против гуннов и славян, досаждавших империи.

Алано-русы также пропустили авар через свои земли к Воронежцу, захваченному готами, а затем и в землю гуннов (утигуров и кутигуров) своих врагов.
Судя по «Книге Велеса», к аварам тогда присоединились дружины алано-русов (полагаю, возглавляемые Гордыней). Авары в 559 г. прошли по землям северян (сабиров) к Воронежцу. Согласно «Книге Велеса» II 46 (Лют I, 1:3), к стенам града, занятого готами, подошло «сто тысяч отборнейшей конницы» хана Байана (Баяна). «И была сеча злой, и кровь лилась как сурина-мёд, и к вечеру Баян поразил готов».

В 560 г. авары вторглись в страну утигуров на востоке Азовского моря, а потом разгромили на Дону кутигуров. Хан кутигуров (видимо, Заберган, который осаждал Константинополь в 558 г.) стал данником Байана. Тогда же Байан принял титул кагана. И затем, в 561 г., аваро-кутигурская орда потекла к реке Днестр, в Антию.

Ни в одном из древних источников не сообщается о войнах авар в Приднепровье. Авары, как и ранее гунны, не рискнули преодолевать «Змиевы валы». В Киев и Голунь тогда пошли русские дружины Гордыни и аланские-иронские дружины Скотеня. И тогда Гордыня вновь «поразил готов», и изгнал их из Киевской Руси. В Киеве установилась власть славяно-аланской династии Скотеня.

Затем Киевская Русь вошла в Аланское царство (названное вновь Русколанью). В «Книге Велеса» сообщается, что «иронцы (аланы) издревле с нас не брали дань и разрешали русичам жить по-русски», а также то, что и сам князь «боярин Скотень» «жил своим трудом», то есть не брал ругу-дань, положенную князю (Лют II, 3).

Волынское княжество

Тем временем, обойдя «Змиевы валы» с юга, авары и кутигуры хана Байана вторглись в земли дулебов и антов, на Волынь. Сама Волынь располагалась у истоков Буга, Припяти и Днестра. Антия, частью входившая в Волынское княжество, прилегала к берегам Чёрного моря.

В Волынском княжестве жили дулебы — один из древнейших славянских родов. Они прославились тем, что отразили нападение императора Траяна. Никогда враги не могли их покорить и принудить платить дань.
В IV в., после падения Русколани, дулебы приняли в свои земли антов и москов (мосохов), бежавших от гуннов с Кавказа. И земля дулебов стала именоваться Волынью в честь богини антов и москов Волыни, супруги Солнца и владычицы Волынского (Каспийского) моря.
Два столетия волыняне вели борьбу с готами и гуннами и не подчинились ни тем, ни другим. Никогда их земли не входили в империи Германареха и Аттилы.

В сер. VI в. Волынским княжеством правил князь Мезамир. В»Книге Велеса» (Лют I, 4) говорится, что он вначале воевал с готами, победил и «развеял их во все стороны». Затем воинам Мазамира пришлось отражать нашествие гуннов (очевидно, булгар Забергана). А затем анты сражались с объединёнными силами гуннов и готов. И вновь противники были разбиты, благодаря берендеям, которые подоспели на помощь русам.

И в это время, когда анты были ослаблены долгими и кровопролитными войнами, с востока пришла свежая рать хана Байана. Об этом сообщает также «Книга Велеса» (Лют I, 3): «Это обры (авары), которых было как песка морского, решили закабалить Русь. И мы обров остановили и бились с ними, но не было лада на Руси, и потому обры одержали победу».
Победы авары одерживали потому, что в эти годы из-за политики Византии анты стали воевать между собой («не было лада»). Русы-анты, осевшие по правому берегу Дуная, сражались на стороне Византии против приходивших из-за Дуная своих же сородичей (так было во время нашествия на Византию хана Забергана и антов).

Не могли помочь Мезамиру и Гордыня со Скотичем, и не потому что какое-то время были союзниками Байана (благодаря сему союзу они поразили готов в Воронежце и Киеве), а потому что они продолжали вести бои с крымскими готами.

Династия Святояра тогда не была пресечена, ибо его сыновья Пирогощ, Радогощ и Моска княжили в землях Дунайской и Карпатской Руси, то есть на Волыни.
Впоследствии Пирогощ стал родоначальником князей южных славян (сербов и хорват).

Обогнув Карпаты с юга, крупные массы славянского населения — носителей пражско-корчакской (склавинской) и пеньковской культур — проникают в VI в. в нижнее Подунавье и междуречье Дуная и Днестра. Смешавшись с местным дако-романским населением, они образовали Ипотешти-кындештскую культуру. Тут славяне столкнулись с Византийской империей и с этого времени непрерывно фигурируют в текстах византийских историков.
Ипотешти-кындештская культура (Ипотешти-Кындешти-Чурел; рум. Ipoteşti-Cândeşti-Ciurel, Ипотешть-Кындешть-Чурел) — археологическая культура ранних славян V—VII вв. в Нижнем Подунавье, на территории современных Румынии и Молдавии.

Ипотешти-кындештская культура был сформирована антами — носителями Пеньковской культуры., совместно с местным романизированным населением и просочившимися в регион нижнего Дуная славянами пражско-корчакской группы.

При наличии структурного сходства и отдельных форм горшков, культуру Ипотешти-Кындешти-Чурел трудно причислить к той или иной из раннеславянских культур, что не снимает, однако, возможности славянской атрибуции памятников этой культуры. На территории современной Румынии достаточно устойчивыми оказались традиции позднеримского-ранневизантийского времени. Продолжалось, хотя и в сильно сокращённых масштабах, производство кружальной кухонной посуды, формы которой зачастую воспроизводились и в сосудах, сделанных вручную. Этническая специфика форм горшков здесь оказалась в результате утраченной. Основываясь на этом, румынские археологи усматривают в памятниках культур Ипотешти-Кындешти-Чурел и Костиша-Ботошана не славянское, а автохтонное романизированное население, в которое позднее влились славяне. Среди румынских исследователей существует гипотеза, что после перемещения части славян на южный берег Дуная эти культуры продолжили своё развитие, в результате чего к кон. VII в. возникла культура Хлинча в Молдавии, а к нач. VIII в. культура Дриду в Мунтении.

В VIII в. на территории Ипотешти-кындештской культуры была создана Великая Болгария.
О князьях Радогоще и Моске писал также византийский историк Феофилакт Симокатта, он назвал их Ардагастом и Мусокием. Согласно «Истории» Феофилакта, Радогощ (Ардагаст) был смертельно ранен в 597 г. во время войны славян с византийскими войсками, возглавляемыми стратигом Приском. Его гибель оплакивал брат Моска (Мусокий). Приск воспользовался тем, что славяне справляли тризну по Ардагасту (Радогощу) и были пьяны. После поминального пира и тризны ромеи напали на лагерь Мусокия-Моска и «продолжили поминальный пир, совершая возляния кровью». На следующий день, протрезвев, славяне отплатили за набег и освободили пленных. Об этом же говорит и «Книга Велеса» (Лют II, 6): «И вот он (Моск) пил о брате своём умершем, который отошёл к Богам. И был он убит волохами, ибо Радогощ тот был Святояричем. И вот после тризны мы не должны были спать, но заснули. И тогда волохи-воины напали на нас, и мы не могли противиться. И так отступили. А затем вернулись. И решили: волохи много едят и пьют, и сего ради мы также придём и будем пить братское вино… И так ромеям было отплачено за зло их». После сих событий Моска Святоярич был избран «единым князем» (Лют II, 6:2) и стал заботиться о единстве славян. И было это в 597 г. Это год начала правления князя Моска и год исхода славян с Дуная. См. Моск Святоярыч. Основание Москвы.

Источник: А.И.Асов «Свято-Русские Веды. Книга Велеса»
***

839 год: осада Киева хазарами. «Киев, при осаждении его Козарами, был уже укрепленный город».

850 год: Юго-восточные Славяне платят дань хазарам. «…в половине IX века мы застаем юго-восточные славянские племена платящими дань другому степному народу — хазарам. Хазары овладевают большею частию Тавриды; в какое время принуждены были им платить дань юго-восточные славянские племена, определить нельзя; летописец говорит только, что хазары брали дань на полянах, северянах, радимичах и вятичах. Хазары по всем вероятности являлись народом, смешанным из разных племен; смешанности племен в Хазарском царстве соответствовало смешение религий: здесь уживались друг подле друга четыре религии — языческая, магометанская, христианская, еврейская, и последнюю исповедывал каган, верховный повелитель хазаров — пример, единственный в истории».
Варяги, стремясь установить полный контроль над важнейшим торговым путем «из варяг в греки», в IX — X вв. устанавливают контроль над Киевом.

864 год: Оскольд и Дир отправились из Новгорода в Киев.
Летопись сохранила имена предводителей варягов, правивших в Киеве: Аскольд, Дир, Олег и Игорь.
«Оскольд и Дир отправились из Новгорода в Киев и уже в 866 г. 200 вооруженных судов Русских были под Царь-Градом».
После захвата власти варягом Рюриком земля полян с городом Киевом стала центром владений Рюриковичей с 882 г. Поляне благодаря культурному и экономическому превосходству из оборонительного положения по отношению к соседям скоро перешли в наступательное; древляне, дреговичи, северяне и другие к концу IX в. были уже подвластны полянам. У них ранее других водворилось и христианство.
Центром полянской («польской») земли был Киев; другие её населённые пункты Вышгород, Белгород на реке Ирпень (ныне село Белогородка), Звенигород, Треполь (ныне село Триполье), Василева (ныне Васильков) и прочие. В последний раз в летописи имя полян упоминается под 944 г., по случаю похода Игоря на греков, и заменяется, вероятно уже в кон. Х в.

via

Вам может также понравиться...

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x