Славяне и русы на Кавказе в VII – X веках

Славяно-кавказские отношения имеют многовековую историю. В исторической литературе очень много внимания уделяется истории Руси и славянства на Кавказе в X – XII веках в связи с деятельностью Тмутараканских князей. Однако, данные источников, в особенности арабских, позволяют сделать вывод, что ещё задолго до образования Тмутараканского княжества славяне и русы занимали на Кавказе весьма заметную роль, и как купцы, и как воины.

ÐŸÐ¾Ñ Ð¾Ð¶ÐµÐµ изображение

«Русские славяне выступали в X в. на Востоке не только как купцы, но и как крупная политическая сила»(1) как справедливо отмечал советский востоковед А.Я. Якубовский. Темы русов и славян на Кавказе касались такие историки как В. В. Бартольд. Лингвист и историк О.Н. Трубачев касался темы Кавказа, пытаясь локализовать Азово-Черноморскую Русь. Так же изучением проблемы славян и русов на Кавказе занимается Ижевский историк Лев Рудольфович Прозоров. Александр Львович Монгайт касался темы русов и славян на Кавказе в связи с вопросом об истории и подлинности Тмутараканского камня. Так какие же связи имели место?

Ещё в 628 году армянский историк Моисей Кагантакаваци описывает, как хазары осадили город Партаву (Бердаа) он сам был в лагере хазар и видел и слышал их разговоры, записал несколько слов, среди них было несколько славянских.(2) Отмечаются так же густые и длинные усы у воинов, что было характерно для славянского внешнего облика. Нет ничего удивительного в том, что славяне и хазары на Кавказе выступили как союзники, так текст из анонимного сочинения «Собрание историй» 1126 год, повествует:

«Рассказывают также, что Рус и Хазар были от одной матери и отца».(3) .

В 644 году о русах упоминает князь правитель Дербента, Хашрияр он писал арабскому халифу:

«Я нахожусь между двумя врагами: одни – хазары, а другой – русы, которые суть враги целому миру, в особенности же арабам, а воевать с ними, кроме здешних людей, никто не умеет. Вместо того чтобы платить дань, будем воевать с руссами сами, и собственным оружием, и будем удерживать их, чтобы они не вышли из своей страны».

В 737 году армия арабского полководца Мервана ибн Мухаммеда двинулась войной против хазар. Разгромив хазар на Кавказе, он по свидетельству источников захватил в полон двадцать тысяч славянских семей живших на берегу Дона.(4)

В 880 и 909-910 годах русы по свидетельству персидских историков появляются в Каспийском (Хвалынском) море, и совершают морские походы.(5) Оные однако не коснулись Кавказских берегов, но плыли русы (к побережью северного Ирана) предположительно вдоль дагестанского побережья.

В 914 году русы на пятистах судах спустились Волгой, через владения и с разрешения хазар, в Каспийское море, обосновались на острове, лежащем против Баку, и в продолжение нескольких месяцев грабили, жгли и опустошали западное, восточное, и южное побережья Хвалынского моря.(6) Однако на обратном пути, большая часть русов была истреблена в Хазарии, арабскими наёмниками, и народами подвластными хазарскому каганату. Эта неудача на Волге побудила Русь в 943 — 944 годах выбрать другой путь для похода на Кавказ.

По Черному морю русы, направились вдоль Кавказского побережья, а затем сушей к северу от Кавказского хребта вышли к Дербенту. Во время похода был взят крупный и богатый город Бердаа. Вот как об этом рассказывает Ибн-Мискавейх :

«Когда они достигли Куры, вышел против них представитель Марзубана и заместитель его но управлению Бердаа. Было с ним триста человек из Дейлемитов и приблизительно такое же число бродяг и курдов. Простой народ убежал от страху. Вышло тогда вмес-те с ними (войско) из добровольцев около 5000 человек на борьбу за веру. Были они (добровольцы) беспечны, не знали силы их (Русов) и считали их на одном уровне с армянами и ромейцами. После того, как они начали сражение, не прошло и часу, как Русы пошли на них сокрушающей атакой. Побежало регулярное войско, а вслед за ним все добровольцы и остальное войско, кроме Дейлемитов. Поистине, они устояли некоторое время, однако все были перебиты, кроме тех среди них, кто был верхом. (Русы) преследовали бегущих до города (Бердаа). Убежали все, у кого было вьючное животное, которое могло увезти его, как военные, так и гражданские люди, и оставили город. Вступили в него Русы и овладели им.

Рассказали мне Абу-Аббас-ибн-Нудар, а также некоторые из исследовавших, что люди эти (Русы) вошли в город, сделали в нем объявление, успокаивали жителей его и говорили им так. «Нет между, нами и вами разногласия в вере. Единственно чего мы желаем, это власти. На нас лежит обязанность хорошо относиться к вам, а на вас — хорошо повиноваться нам». Подступили со всех окрестных земель к ним (Русам) мусульманские войска. Русы выходили против них и обращали их в бегство. И бывало не раз так вслед за ними (Русами) выходили и жители Бердаа и, когда мусульмане нападали на Русов, они кричали «Аллах велик» и бросали в них камни. Тогда Русы обратились к ним и сказали, чтобы они заботились только о самих себе и не вмешивались в отношения между властью и ими (Русами). И приняли это во внимание люди, желающие безопасности, главным образом это была знать. Что же касается простого народа и большей части черни, то они не заботились о себе, а обнаруживали то, что у них в душах их, и препятствовали Русам, когда на них вели нападение сторонники (войска) власти. После того как это продолжалось некоторое время, возвестил глашатай Русов: «Не должен оставаться в городе ни один из жителей его». Дали мусульманам отсрочку на три дня от дня этого объявления. И вышли все, у кого только было вьючное животное, которое могло увезти его, жену его и детей его. Таких ушедших было немного.»(7)

Примечательно что в походе 943 – 944 годов на стороне русов учувствовали так же аланы и лезгины, что является свидетельством союза Киевской Руси с этими народами.(8)

В договорах заключённых между Русью и Византией в 945 году упоминается «Корсунская страна»,(9) а византийский историк Лев Диакон, рассказывая о войне Руси и Византии излагал послание императора Цимисхия к Святославу Храброму, напоминая тому про поражение его отца Игоря, в 941 году

«Полагаю, что ты не забыл о поражении отца твоего Ингоря, который, презрев клятвенный договор приплыл к столице нашей с огромным войском на 10 тысячах судов, а к Киммерийскому Боспору прибыл едва лишь с десятком лодок.»(10)

Как известно Боспором Киммерийским называли Керченский пролив, возможно, что уже в середине X века на Таманском полуострове существовал форпост для продвижения Руси к Кавказо-Черноморскому региону, за это говорит и активная деятельность Руси в данном регионе.

В Повести временных лет излагая события войны Святослава Храброго против хазар упоминаются и кавказские народы:

«В год 6473 (965). Пошел Святослав на хазар. Услышав же, хазары вышли навстречу во главе со своим князем Каганом и сошлись биться, и в битве одолел Святослав хазар, и столицу их и Белую Вежу взял. И победил ясов и касогов.»(11)

В Новгородской первой летописи есть любопытное упоминание о том что князь Святослав привёл ясов и касогов на поселение к Киеву.(12) Эту же гипотезу поддержал в дальнейшем и историк Татищев. А Андрей Николаевич Сахаров сделал следующее предположение

«Можно предположить, что в преддверии ожидаемого похода на Дунай Святослав мог привести с собой в Киев не поселенцев, а отряды ясов и касогов. Дальнейшие события показали, как тщательно подходил он к балканской кампании, обеспечив себе поддержку угров, печенегов, а во время русско-византийской войны – и болгар.»(13)

По сообщению местных исторических хроник в 987 году эмир Дербента «тайно искал помощи против раисов у русов», которые прибыли на зов на восемнадцати судах.(14) И снова, указание на близость пребывания русов к Кавказскому региону. По мнению востоковеда В.Ф. Минорского, это было бы невозможно если бы русы находились далеко от Дербента. (15) Русы находились на службе и в самом Дербенте в качестве гуламов, (слуг), составляя по-видимому третейскую силу, или гвардию эмира. Автор составленного в конце X века библиографического свода «Фихрист» Ибн-Исхак ан Надим сообщает о посольстве, которое «один из царей горы Кабк» отправил к «царю русов». Это одно из достоверных свидетельств установившихся мирных контактов русов с северокавказскими народами.(16) О торговых отношениях русов с арабским миром через Кавказ, на рубеже IX – X веков свидетельствует арабский таможенник Ибн Хордадбег

«Что же касается русских купцов, а они (русы) – племя из славян, то они привозят меха бобров, меха чёрных лисиц и мечи из самых отдалённых (частей) страны славян к Румскому морю, и взимает с них десятину царь румийцев. Если же они плывут по Танаису, реке славян, то они высаживаются в городе хазар, и взимает с них десятину его владетель, потом они идут в Джурджанское море и высаживаются на его берегах, где хотят… Иногда они привозят свои товары из Джурджана на верблюдах в Багдад, причём переводчиками им служат славянские евнухи; они выдают себя за христиан и уплачивают джизью».(17)

Данные о пребывании русов и славян в Каспийском (Хвалынском) море можно найти в русском Былинном эпосе. Так в былине «Илья Муромец с Добрыней на Соколе-корабле» рассказывается о странствиях «Сокола-корабля»:

«По морю, морю синему,
По синему, по Хвалынскому,
Ходил-гулял Сокол каорабль
Немного-немало двенадцать лет.
На якорях Сокол-корабль не стаивал,
Ко крутым берегам не приваливал,
Жёлтых песков не хватывал.»(18)

Обычно исследователи датируют эту былину XVII веком, однако можно предположить, что она носить в себе память и о более ранних временах. Пикирующий Сокол был, как известно символом династии Рюриковичей а огненная птица Рарог-Сокол почиталась славянами в очень старинные времена. В былине «Василий Буслаев молится ездил» так же присутствует упоминание о Каспийском море:

«Сходят оне на червлен карабль.
Подымали тонки парусы полотняны.
Побежали по морю Каспицкому,
На ту заставу карабельную.»(19)

Тема взаимоотношения славяно – русов с народами Кавказа в фольклоре требует дополнительного исследования.

Таким образом можно подвести итог. Нужно ещё раз отметить что в период VII – X веков славяне – русы на Кавказе выступали и как военная сила, и как наёмники, и как союзники тех или иных кавказских народов, и как купцы. Однако при всём при этом, зачастую вопросов может быть больше чем ответов. Не ясно, откуда совершали свои походы русы, и из какого центра действовали. Тмутаракань как мощный оплот Киевской Руси на Кавказе набирает свою силу лишь с конца X века. Возможно, этим центром была будущая Тмутаракань, возможно Крым, возможно отдельные центры русов на Кавказе. Вопрос этот требует дополнительного изучения. Так же дополнительного изучения требует вопрос о фольклорных связях русов — славян и кавказских народов. Уже во второй половине XII века о районах связанных с Северным Кавказом и Предкавказьем упоминается в «Слове о полку Игореве» как о «Земле неведомой», или незнаемой.

«Тогда вступил Игорь князь в золотое стремя и поехал по чистому полю. Солнце ему тьмою путь преграждало, ночь стенаниями грозными, птиц пробудила, свист звериный поднялся, встрепенулся Див, кличет, на вершине дерева, велит послушать земле неведомой. Волге, и Поморью, и Сурожу, и Корсуню, и тебе, Тмутараканский идол!»(20)

и далее «Дремлет в поле Олегово храброе гнездо. Далеко залетело!»(21). Процессы христианизации и последовавшей за ней период феодальной раздробленности надолго отбросил Русь «назад», от её прежних позиций на Кавказе, Чёрном и Каспийском морях.

Примечания.

1.История народов Северного Кавказа с древнейших времён до конца XVIII века. М., 1988. С. 147.
2.Прозоров Л.Р. Кавказский рубеж на границе с Тмутараканью. М., 2006.
3.Откуда есть пошла русская земля. М., 1986 том II СС. 568-569.
4.Прозоров Л.Р указ. соч.
5.История Российского флота. М., 2008. С.6.
6.Там же.
7.Откуда есть пошла русская земля. М., 1986 том II СС. 576-578.
8.История народов Северного Кавказа с древнейших времён до конца XVIII века. М., 1988. С. 147.
9.Повести Древней Руси. М., 2002. С. 82.
10.Лев Диакон. История. М., 1988.
11.Повести Древней Руси. М., 2002. С. 95.
12.А.Н. Сахаров Дипломатия Святослава. М., 1982. С.100.
13.Там же.
14.История народов Северного Кавказа с древнейших времён до конца XVIII века. М., 1988. С. 147.
15.Там же.
16.Там же.
17.Славяне и Русь. Проблемы и идеи. М., 1999. СС. 300-301.
18.Былины. М., 1986. С. 175.
19.Былины. М., 1986. С. 480.
20.Повести Древней Руси. М., 2002. С. 305.
21.Там же.

via

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *