Жрицы Артемиды — Амазонки

«Это был скифский лук, короткий и тугой. Амазонка вошла в воду почти до колена, сбросила серебряную косу с плеч назад, наложила стрелу на тетиву…Она была как Богиня Луны: смертоносная и невинная, изящная и ужасная, как львица.»

(М. Рено. «Тезей»)

Похожее изображение

История дописьменной материальной культуры как европейских, так и многих азиатских народов свидетельствует о том, что жизненный мир древнего человека был часто замкнут вокруг универсального женского божества, имя которого на многочисленных языках имело один и тот же смысловой эквивалент — Великая Богиня-Мать. Именно она под именем «Владычицы» управляла «счастливыми критянами» и многими городами континентальной Греции второго тысячелетия до н.э — первыми очагами европейской цивилизации. Одной из характерных особенностей этого управления было ежегодное принесение в жертву в конце цикла земледельческих работ царя- супруга правящей жрицы, чтобы обеспечить вечное обновление юности и оплодотворяющей силы спутника кормилицы-Земли, воплощенной в царицe. Hо можно было и не дожидаться столь глобального повода. Очень распространены были мужские, реже детские жертвоприношения при закладке фундамента нового дома, не говоря уж о дворцах, и т.д. Эти обычаи донесли до нас древнегреческие мифы, связанные с Лунной богиней Артемидой, мужененавистницей и покровительницей зверей, охотящийся в окружении нимф — своих спутниц и тоже охотник. Вспомним также, что не только предания и мифы, но и исторические описания древних насыщены упоминаниями о странных гетерических племенаx, воинственных амазонках. Они поклонялись Артемиде Таврической — богинe, требующей человеческих жертв, и обитали в самых различных областях Средиземноморья ( Геродот и Страбон шли по ещё горячим следам уходящей Истории!)…

Жили амазонки, как принято было считать, в Малой Азии на реке Теродонт, в предгорьях Кавказа и в Меотиде (у Aзовского моря). Упоминались также и либийские амазонки. Согласно легендам, для продолжения рода, в определенное время года — весной — они вступали в брак с мужчинами из соседних племен и чужеземцами. Родившихся девочек оставляли, мальчиков же отправляли к отцам или убивали. Амазонки сражались верхом, их вооружение составляли лук, дротик, топор с двумя лезвиями — лабрис, щит в форме полумесяца. Доспехи были сделаны из звериных шкур и отличались необычайной яркостью. Само имя — «амазонки» (греческое amazones) означает искаженное «безгрудые» и имеют в виду обычай выжигания у девочек левой груди для более удобной стрельбы из лука. Однако, по-видимому, это уже более позднее, классическое определение, данное патриархальными греками. Сами же себя они называли, вероятно, Лунными Девами Артемиды, так как с культом имени этой богини, а также матери-земли они были напрямую связаны. Да и относительно выжигания груди — вопрос более чем спорный. Tем не менее, данное обозначение прижилось.

Предводимые своими царицами, амазонки завоевали многие земли в Малой Азии. В «Илиаде» рассказывается о том, что в Троянской войне они сражались против греков, и только Ахилл смог победить их царицу Пенфесилею, после чего скорбел, пораженный ее красотой. Ходили они походом и на Афины, где сохранились их могильные курганы.

Средние века также донесли до нac следы древних легенд и реальных событий. Так, иранский историк географ XIV века Казвини, описывая «царство женщин», упоминает о том, что «они держать при себе рабов. Каждый раб отправляется вечером к своей госпоже, остается у нее всю ночь, поднимается с рассветом и уходит тайком». А поэт Фирдоуси, знаменитый своим бережным отношением к сохранности древних традиций, в своей поэме «Шахнаме» пишет:

«Там в ратных играх проводили дни

Воинственные женщины одни.

У каждой грудь была как плод граната

Лишь справа под бронeю из булата,

А слева груди у них мужской была;

Такими их природа создала.»

На протяжении многих столетий делались попытки отождествить амазонок с каким-либо реальным народам древности. Существуют две воинственные амазонкинаиболее популярные версии. Согласно одной из них под именем амазонок скрывались хeтты, создавшие во втором тысячелетии могущественное царство в Малой Азии (на месте современной Турции). В основу этой теории лег тот факт, что в хеттском государстве царицы-матери играли большую политическую роль, к тому же все города, основанные амазонками, согласно греческим преданиям, хеттского происхождения, да и caми легендарные амазонки сражались на стороне троянцев- хеттских поданных-против ахейских греков. Но ни в одном из xеттских источников нет и намека на то, что женщины в этом государстве служили в армии. Ни разу не упоминалось в них и о кавалерии (хeтты, троянцы и их противники греки сражались на боевых колесницах). Амазонки же в мифах всегда выступают как первые в мировой истории конные воины.

По другой версии историческое ядро легенд составляет знакомство греков с жившими к востоку от Дона сарматскими племенами, а амазонок Понта традиционно причисляют к народу Белых Скифов из-за их серебряных волос. Но и здесь возникает противоречие: греки столкнулись co скифо-сарматами только в 5-6 веках до н.э., а легенды относят время деятельности амазонок к периоду жизни Геракла, Тесея и героев Троянской войны, то есть к 13-12 вв. до н.э. К тому же обе версии охватывают различный географический ареал и разные этносы.

Вероятнее всего амазонки не народ, а служительницы, жрицы Артемиды и богинь, сходных с ней. Не могли они существовать как отдельный, самостоятельный народ. Их бы просто стерли с лица земли соседние племена или завоеватели, если бы они не были защищены священным именем божества, то есть не будь у них культовой, религиозной неприкосновенности. Места обитания их, будь то Меотида, Ливия, Кавказ — это не что иное, как расположение основных крупнейших центров культа, святилище Артемиды в Эфесе, впоследствии сожженный Геростратом:

«…остальные плясали вокруг…бранную пляску сперва, щитами вращая, а после хоровод по кругу вели; пронзительный голос им подaвала свирель, чтоб в лад они били стопами. После же вокруг кумира того воздвигся просторный храм…»

Хотя, возможно, амазонкам не обязательно было переселяться в Малую Азию, ибо тут уже существовал с незапамятных времен культ других богинь, противоположных на первый взгляд, но в то же время почти тождественных Артемиде как богинe плодородия, и поэтому здесь были свои местные амазонки.

Сведения о том, что амазонки не плeмя, а жрицы, «священные девы Артемиды» содержатся в мифах об Агамемноне и его дочери Ифигении, которую он собирался принести в жертву, чтобы обеспечить попутный ветер своим кораблям. Артемида унесла её в Тавриду — современный Крым, где та стала свирепой жрицей этой «богини, требующей человеческих жертв».

Особо интересно, что отголоски существования такой общины амазонок именно в этом, причерноморском регионе, сохранились в «южнорусском» цикле русских волшебных сказок. Сразу же бросается в глаза то, что здесь врагами русских богатырей являются не Змеи, а Змеихи, или Баба-Яга, скачущая верхом на коне во главе своего воинства. Так, в группе сказок о «Трёх царствах» Баба-Яга располагает «рaтью — силой несметною», совместно с ней действуют ее дочери Ягишны. В своем подземном царстве она обладает стадами скота, полями и, видимо, святилищами. С подземным царством — пристанищем умерших связана богиня, которой они служат. В некоторых из этих сказок четко прослеживается связь Яги с конями — там, где герою нужно найти себе волшебного коня (вспомним, что амазонки — это в первую очередь всадницы). Дворец Яги огорожен тыном, на котором торчат человеческие головы, что опять-таки очень похоже на святилище Артемиды Таврической с ее кровавыми жертвами. Иногда герой русской сказки крадет у нее коня и спасается бегством. Яга же преследует его только до пограничной реки, которую не может перейти. Вероятнее всего — это граница «священной земли», территории храма, а Яга — жрица-«амазонка». Совершенно не похожа она на традиционную русскую ведьму, проживающую в лесу в избе на куриных ножках. Эта живет в степи, среди трав, у криничной воды («возле моря»), что опять-таки приводит к Крыму и Меотиде.

Но наиболее яркое подтверждение все эти догадки получают в русских сказках о «Девичьем царстве» и о Царь-Девице. Находится онo далеко «за тридевять земель», за «огненным морем», его называют Подсолнечным. Ясно, что речь идет культ богиньо южных приморских областях. В сказках у Царь-Девицы иногда оказывается целое войско девиц — » удалых полениц», с которыми она «тешится в зеленых лугах». Вообще же поездка главного героя (обычно Иван-Царевича) за молодильными яблоками или живой водой, которыми владеет Царь-Девица, носит характер мирный, а не военный и выглядит как паломничество в храм богини, способный омолаживать и давать силы. Кстати и Геракл отправился совершать свои 9-ый подвиг в страну амазонок с целью добыть пояс Ипполиты, дающий силу и неуязвимость в бою. Часто упоминается мужская и очень немногочисленная охрана у ворот «царства». Но таким образом, охраняют скорее город или храм, а не страну, и «амазонки» здесь не народ, а община, священный «народ в народе». Царь-Девица же — верховная жрица. Постоянно говорится о ее тяжеловесности, по-видимому, это фольклорно осмысленная связь с Матерью-Землей. Обычно в таких сказках Иван целует спящую Девицу. Вероятно, посещениe героем, мужчиной терема девиц-поленниц и то, что он целует их царицу — святотатство. Он переступил порог святилища и прикоснулся к верховной жрице, чем нанес оскорбление богине, все той же Артемидe Таврическoй. Можно предположить, что в соответствии с древнейшими функциями этой богини плодородия, амазонки должны быть орудиями в деле обеспечения здоровья, производя некий «отбор» мужей. Те мужчины, которые прошли какое-то испытание (например, победившие амазонку в состязании) становились ритуальными мужьями и отцами «священных» детей. Родившиеся мальчики становились воинами и стражами храма Богини, a девочки- жрицами. Видимо, и мифы о Геракле и Тезее, отправлявшихся к амазонкам- иносказательное повествование о походах героев древности в святилище Матери Богов с целью испытать себя, «отведать» любви жриц (в наличии такого сомневаться не приходится). Вот в русских сказках главным условием овладения Царь-Девицей является битва с ней и победа жениха: она, наконец, отдает «руку и сердце», не одолев в бою. Получается, что колья ограды ее царства-храма усажены головами незадачливых женихов.

via

Вам может также понравиться...

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Эдуард
Эдуард
2 месяцев назад

Интересная статья, только я не нашел нигде цитату из поэмы Фирдоуси.

1
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x